Балтийские СРО:
За время своей деятельности Ассоциация СРО «БОП» приобрела статус одной из самых надежных и крупнейших проектных СРО в России, в которую сегодня входит порядка 700 проектных компаний и институтов. Это свидетельствует о положительной репутации и высоком авторитете Ассоциации в профессиональной среде, о доверии к руководству, о добром имени, которое мы заслужили и которым мы дорожим.
На протяжении многих лет руководство Ассоциации представляет интересы проектировщиков в федеральных и региональных органах исполнительной и законодательной власти, в Совете НОПРИЗ, выступает с законодательными инициативами и предложениями, проводит бесплатные обучающие мероприятия для руководителей и сотрудников проектных организаций на актуальные темы.
Убежден, что совместными усилиями нам удастся создать благоприятные условия для работы проектировщиков и развития сферы архитектурно-строительного проектирования в целях реализации поставленной Президентом РФ комплексной задачи пространственного развития России.
Вихров А.Н.
Личный кабинет для членов Ассоциации СРО «БОП»
ВходВАЖНО РЕШАТЬ СООБЩА
Никита Загускин
Председатель Комитета по страхованию, финансовым рискам и конкурсным процедурам НОП, председатель Комиссии по страхованию НОИЗ,
председатель Совета СРО НП «Балтийский строительный комплекс»
Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» действует уже шесть лет. На протяжении всего существования данного нормативного акта не утихают споры о его достоинствах и недостатках.
В конце декабря 2011 года президент РФ Дмитрий Медведев в своем ежегодном послании Федеральному собранию озвучил поручение: «в первой половине следующего года взамен всеми любимого 94-ФЗ надо принять федеральный закон, предусматривающий создание Федеральной контрактной системы. Новые процедуры государственных и муниципальных закупок должны обеспечить высокое качество исполнения государственного заказа и препятствовать формированию монопольно высоких цен и многомиллиардных коррупционных схем».
Несомненно, система госзакупок нуждается в совершенствовании. Если оценивать закон с точки зрения строительной сферы, то к остро стоящим вопросам можно отнести не оправдавшую себя систему электронных аукционов, существующий демпинг, коррупцию и низкое качество результатов строительных работ. Эти проблемы не соотносятся с прописанными в ст. 1 Федерального закона № 94-ФЗ целями - «эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов».
Плюсы и минусы электронного аукциона
Размещение заказов на строительство, реконструкцию или ремонт объектов капитального строительства в соответствии с законом допускается осуществлять путем проведения аукционов. Когда законом утверждалось применение электронного аукциона в рамках осуществления госзакупок, то ключевыми задачами реформы назывались развитие конкуренции, существенный рост экономии бюджетных средств. Положительной стороной любого аукциона является возможность неограниченного допуска участников, заинтересованных в получении соответствующего подряда. Обеспечение анонимности участников на торгах является эффективным лекарством от сговора.
Однако в ходе применения норм 94-ФЗ, особенно в сфере строительства, выявились определенные негативные моменты. Возросла вероятность необоснованного демпинга со стороны компаний-участников. Победитель на аукционах определяется по цене, а критерий качества при оценке не учитывается. Во многих случаях аукцион выигрывают компании, которые в связи с отсутствием квалификации и необходимых производственных мощностей не способны качественно выполнить работу. Это является следствием того, что конкурсные процедуры, предусмотренные в 94-ФЗ, не учитывают уровень квалификации участников аукционов, при том что в строительстве этот критерий в наибольшей степени влияет на качество результата работ.
Квалификационный отбор при проведении государственных заказов однозначно необходим. Сейчас нередки случаи, когда на аукционы по строительству приходят компании-однодневки, у которых нет ни должного оборудования, ни необходимой материальной базы, ни профессионалов. Более того, такие компании еще и становятся победителями за счет понижения цены и уменьшения сроков. Они получают аванс, но работы не выполняют. Под угрозой срыва оказывается исполнение обязанностей органов власти по своевременному вводу в эксплуатацию многих объектов капитального строительства. В результате целые населенные пункты остаются без школ, больниц и т. п.
Время и практика показали, что электронный аукцион вполне приемлем при закупке простых товаров и совершенно неприемлем для стройки, о чем неоднократно заявляли ведущие представители отрасли.
Аукцион или конкурс: а есть ли выбор?
Национальным объединением строителей при активном участии Национального объединения проектировщиков и Национального объединения изыскателей были подготовлены предложения по поправкам в 94-ФЗ, предусматривающие предквалификацию участников, меры по ограничению демпингового снижения цены и т. п.
23 ноября 2011 года Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации приняла в первом чтении проект федерального закона № 612874-5 «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»», который направлен на установление возможности размещения заказов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, путем проведения конкурса или открытого аукциона.
Поправки в статью 10 Закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предложили внести депутаты Александр Хинштейн и Мартин Шаккум.
Законопроект направлен на реализацию поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 30 мая 2011 г. № ВП-П9-29пр о совершенствовании процедуры размещения заказов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог на конкурсной основе.
В пояснительной записке к документу отмечается, что сейчас размещение заказов на выполнение работ по строительству проводится исключительно путем проведения открытых аукционов в электронной форме. Как уже было сказано выше, такой подход не способствует качественному и своевременному удовлетворению государственных и муниципальных нужд и не обеспечивает эффективное использование бюджетных средств. Распространение же аукционов в области строительства в качестве практически единственного способа размещения заказов не дало требуемого результата ни с точки зрения повышения уровня конкуренции между подрядчиками, ни как существенный инструмент экономии бюджетных средств.
Помимо проблемы необоснованного демпинга при проведении аукционов существенно выросло количество случаев, при которых участником торгов являлся только один участник, а в ряде случаев даже при условии фактического участия в аукционах нескольких претендентов соревнования между участниками по снижению цены не происходит, либо масштабы снижения цены ничтожны. Такие ситуации возникают сплошь и рядом и являются следствием сговора участников аукциона.
Проведение конкурса дает возможность оценить квалификацию участника размещения заказа и выбирать подрядчика по оптимальному соотношению цена/качество работ. Получается, что установление возможности размещения заказов на выполнение работ по строительству не только путем проведения открытого аукциона, но и конкурса будет способствовать более качественному выполнению государственных и муниципальных контрактов, эффективному расходованию бюджетных средств, своевременному и качественному строительству и, следовательно, более успешному решению государственных задач.
Надежда есть
Остаются нерешенными проблемы участия в торгах проектных и изыскательских организаций. В проекте данного закона речь идет только о строительных работах, тогда как о работах по подготовке проектной документации и инженерным изысканиям ни слова не сказано. Но ведь при строительстве того или иного сооружения нельзя обойтись без изыскательских работ и работ по проектированию. Они неразрывно связаны между собой на различных этапах строительства.
Кроме того, проект закона прописывает, что «размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, для нужд заказчиков осуществляется путем проведения конкурса или открытого аукциона в электронной форме». При этом отсутствуют критерии, указывающие на то, когда именно госзаказ на выполнение работ возможно размещать посредством конкурса. Указанные критерии должны четко и соответствующим образом определить случаи, при которых размещение госзаказа на выполнение строительных работ может осуществляться посредством конкурсов и не должны проводиться аукционы.
Проблемы необоснованного демпинга и качества работ в строительной отрасли в системе госзаказа остаются. Но надежда на перемену ситуации есть. Возможно, что эти вопросы законодатели все же учтут в готовящемся законе о Федеральной контрактной системе. Данные вопросы важно решить на этапе принятия этого закона, проект которого будет еще неоднократно обсуждаться. В связи с этим национальным объединениям и организациям строительной сферы необходимо консолидировать свои силы и более широко участвовать в обсуждении готовящегося нормативного акта.