Балтийские СРО:
За время своей деятельности Ассоциация СРО «БОП» приобрела статус одной из самых надежных и крупнейших проектных СРО в России, в которую сегодня входит порядка 700 проектных компаний и институтов. Это свидетельствует о положительной репутации и высоком авторитете Ассоциации в профессиональной среде, о доверии к руководству, о добром имени, которое мы заслужили и которым мы дорожим.
На протяжении многих лет руководство Ассоциации представляет интересы проектировщиков в федеральных и региональных органах исполнительной и законодательной власти, в Совете НОПРИЗ, выступает с законодательными инициативами и предложениями, проводит бесплатные обучающие мероприятия для руководителей и сотрудников проектных организаций на актуальные темы.
Убежден, что совместными усилиями нам удастся создать благоприятные условия для работы проектировщиков и развития сферы архитектурно-строительного проектирования в целях реализации поставленной Президентом РФ комплексной задачи пространственного развития России.
Вихров А.Н.
Личный кабинет для членов Ассоциации СРО «БОП»
ВходВ преддверии Нового года вице-президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты, член Совета НОСТРОЙ, НОПРИЗ, НОЭ, член Совета СРО «Балтийский строительный комплекс» Антон Михайлович Мороз рассказал в интервью нашему порталу об актуальных проблемах, связанных с институтом саморегулирования.
1. С какими трудностями сталкиваются Национальные объединения в своей работе с государственными структурами и саморегулируемыми организациями?
При работе с саморегулируемыми организациями существует большое количество недочётов, связанных с практикой применения федерального закона №372-ФЗ. Законодательные противоречия позволяют саморегулируемым организациям вести себя достаточно свободно. Эта ситуация приводит к тому, что Ростехнадзор как государственный орган исполнительной власти и Национальное объединение строителей проигрывают суды по элементарной причине – юристы используют в своих целях недоработки существующего законодательства.
2. Полномочия Национальных объединений регламентированы законодательством. Какие дополнительные функции могли бы выполнять Нацобъединения для развития института СРО? К примеру, на заседании Совета Торгово-промышленной палаты РФ по СРО, прошедшем в ноябре текущего года, бурную дискуссию вызвала тема рейтингования строительных организаций. Некоторые эксперты полагают, что у Нацобъединений достаточно ресурсов для формирования таких рейтингов. Как вы думаете, формирование рейтингов своих членов является актуальной для НОСТРОЙ, НОПРИЗ и НОЭ задачей?
На мой взгляд, существующих полномочий вполне достаточно. Иначе это приведёт к чрезмерному администрированию системы саморегулирования и строительной отрасли в целом.
Единственное, что я бы немного расширил – это полномочия по ведению Национального реестра специалистов, включая дополнительные возможности по исключению из реестра.
К рейтингам я отношусь резко отрицательно, поскольку не уверен в их полной прозрачности и объективности. А наличие собственных рейтинговых агентств в НОСТРОЙ и НОПРИЗ, возможно, вызовет перегибы в определении достаточности требований к компаниям.
3. Как НОСТРОЙ поступит с теми СРО, которые разместили свои компенсационные фонды в уполномоченных кредитных организациях, в отношении которых Центральный Банк осуществляет меры по предупреждению банкротства (Банк «ФК Открытие», ПАО «БИНБАНК», ПАО «Промсвязьбанк», «Азиатско-Тихоокеанский Банк»), в случае отзыва у них лицензии?
НОСТРОЙ может действовать только в рамках законодательства. ПАО «Промсвязьбанк», ПАО «БИНБАНК», банк «ФК Открытие» находятся в системе государственного управления и санации, в них сейчас размещен значительный объем средств государственных структур. По большей части, сегодня это банки с государственным участием.
Соответственно, в рамках законодательства, до момента признания банкротства и отзыва лицензии, банки несут обязательства перед владельцами имеющихся активов, в том числе, перед государством – основным обладателем этих активов. Есть большая вероятность государственной поддержки этих банков в дальнейшем, поэтому говорить об отзыве лицензий у этих банков, как мне кажется, преждевременно.
Надо отметить, что до сих пор действующее законодательство полностью не наделило правами и обязанностями НОСТРОЙ и СРО в отношении друг друга в случае утраты средств компенсационных фондов. Поэтому существуют спорные моменты, связанные с достаточностью или недостаточностью средств для их распределения на действующих членов, а также утратой средств.
Вхождение в процесс банкротства – это взаимодействие государства в лице Ростехнадзора и Минстроя России совместно с НОСТРОЙ и НОПРИЗ. Сейчас это одна из наименее волнующих НОСТРОЙ проблем, как мне кажется, так как вероятность полной потери средств в указанных банках крайне мала.
4. Какие прогнозы вы можете дать о возможном принятии законопроекта, позволяющего использовать средства компенсационных фондов СРО для решения проблем обманутых дольщиков? Сопоставимы ли, на ваш взгляд, цели создания компенсационного фонда СРО с обязательствами, которые несут застройщики перед обманутыми гражданами?
Мои прогнозы очень просты. Министр строительства и ЖКХ РФ В.В. Якушев на совещании Совета Национального объединения изыскателей и проектировщиков, состоявшемся после VI Всероссийского Съезда НОПРИЗ, совместно с директором правового департамента Минстроя России О.В. Сперанским отметил, что Правительство подготовило отрицательное заключение по данному законопроекту.
На мой взгляд, этот законопроект является абсолютно популистским, внесённым в рамках предвыборных действий депутатами Госдумы от коммунистической партии РФ, которые, к сожалению, далеки от системы саморегулирования, от защиты прав дольщиков. Это был только повод для того, чтобы дать надежду гражданам, которые попали в тяжёлую жизненную ситуацию, получить с этого дивиденды. Принятие данного закона невозможно.
Цели создания компенсационного фонда саморегулируемых организаций не соответствуют обязательствам застройщиков. За те средства, которые граждане вносят в рамках долевого строительства, отвечает Фонд защиты прав дольщиков. Тем более, сейчас мы переходим на проектное финансирование, вводим эскроу-счета, что должно защитить новых дольщиков. А компенсационный фонд СРО – это защита работ, которые осуществляют строительные компании, генподрядчики с точки зрения безопасности, договорных обязательств.
Сегодня в России из 4,5 тысяч застройщиков в саморегулируемых организациях состоит приблизительно тысяча. Если теоретически предположить введение предложенного компенсационного фонда, то всем компаниям на основании определённого дополнительного взноса необходимо входить в СРО. Это абсолютно не естественно и не нужно в связи с тем, что они уже платят установленный процент от своих договоров долевого участия в фонд защиты прав дольщиков, который эффективно работает.
5. Национальные объединения активно работают над вопросом уменьшения минимальных требований к наличию специалистов из НРС в штате членов СРО.Ранее в НОСТРОЙ провели анализ данных из различных источников (Единый реестр членов СРО, Информационная база ФНС по численности и доходам юридических лиц, Единая информационная система в сфере закупок). По итогам проделанной работы в Нацобъединении пришли к выводу, что сокращение требований о наличии в штате компании специалистов из НРС нецелесообразно. Планируют ли в НОСТРОЙ возвращаться к этой проблеме?
Здесь существуют две разные позиции. У НОПРИЗ действительно есть предпосылки к сокращению требований к специалистам НРС. Позиция президента и Совета НОСТРОЙ противоположна.
Кроме того, НОСТРОЙ провел оценку совмещения реестров СРО и Национального реестра специалистов, в результате которой оказалось, что более 15 тысяч компаний не платят налоги по направлению деятельности строительства, не имеют контрактов в области строительства, не зарегистрировали специалистов в НРС. И это не позволяет им работать и подавать документы в органы государственной экспертизы. То есть большое количество компаний до сих пор не обладают необходимой квалификацией для осуществления строительной деятельности. При этом ежемесячно продолжается подача документов в НРС. Как только Минстрой России обеспечит расширение списка по заявленным дополнительным специализациям, мы получим ещё большее количество новых специалистов, включённых в НРС. На мой взгляд, это позволит приблизиться к значению в 100%, из расчёта два специалиста в НРС на одну компанию.
Эти вопросы и проблемы обсуждаются на каждой Окружной конференции НОСТРОЙ. Половина представителей саморегулируемых организаций предлагают изменить требования к специалистам. Президент, дирекция, Совет НОСТРОЙ эту позицию на нынешний момент не поддерживают. Но при этом перечень специалистов может расширяться за счёт увеличения специализаций.
В целом, я считаю, что какие-то смягчения возможны. Но для этого должны быть объективные причины. Например, в некоторых регионах не хватает профильных специалистов с высшим строительным образованием и необходимым стажем, в соответствии с приказом Минстроя России. Включение в перечень специальностей и направлений подготовки в области строительства не только высших учебных заведений, но и колледжей, техникумов, с сохранением требования к стажу работы, позволило бы решить проблему дефицита специалистов.
Напомним, что больше года назад мы беседовали с Антоном Михайловичем о результатах переходного периода большой реформы в строительном саморегулировании.
http://www.all-sro.ru/interview/anton-moroz-o-kompetentsii-natsionalnih-obedinenii