Балтийские СРО:
За время своей деятельности Ассоциация СРО «БОП» приобрела статус одной из самых надежных и крупнейших проектных СРО в России, в которую сегодня входит порядка 700 проектных компаний и институтов. Это свидетельствует о положительной репутации и высоком авторитете Ассоциации в профессиональной среде, о доверии к руководству, о добром имени, которое мы заслужили и которым мы дорожим.
На протяжении многих лет руководство Ассоциации представляет интересы проектировщиков в федеральных и региональных органах исполнительной и законодательной власти, в Совете НОПРИЗ, выступает с законодательными инициативами и предложениями, проводит бесплатные обучающие мероприятия для руководителей и сотрудников проектных организаций на актуальные темы.
Убежден, что совместными усилиями нам удастся создать благоприятные условия для работы проектировщиков и развития сферы архитектурно-строительного проектирования в целях реализации поставленной Президентом РФ комплексной задачи пространственного развития России.
Вихров А.Н.
Личный кабинет для членов Ассоциации СРО «БОП»
Вход17 октября 2019 года в Сургуте в рамках Форума северных муниципалитетов состоялся круглый стол «Государственная политика устойчивого развития территорий – муниципалитетам», где участники обсудили идеи и лучшие практики устойчивого развития в сфере экологии, АПК, строительства, а также вопросы консолидации общества, власти и бизнеса, информирования муниципальных образований, предпринимателей, общественности о государственных решениях и национальных проектах.
Модераторами выступили доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой устойчивого развития Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова Мурат Уметов и сопредседатель Общероссийской общественной организации содействия привлечению инвестиций в Российскую Федерацию «Инвестиционная Россия» Алексей Сафиоллин.
В состав президиума вошли глава Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа Андрей Трубецкой, вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз, Архимандрит Никон.
Открыл мероприятие Алексей Сафиоллин, который обратился к участникам со вступительным словом и рассказал о роли форума «Устойчивое развитие» и платформы «Стратегия РФ» в интеграции общества, власти и бизнеса.
Архимандрит Никон выступил с основным докладом о концепции «Устойчивого развития».
Андрей Трубецкой передал приветствие от организаторов форума и рассказал об опыте устойчивого развития региона на примере Сургутского района ХМАО.
Об экологизации образования и бальной системе оценки экологической активности рассказал Мурат Уметов.
Заместитель начальника проектно-инновационного управления Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова Илья Горбунов выступил с докладом на тему «Профессиональный диалог Эко-Онлайн. Создание системы «быстрого реагирования» для оперативного решения возникшей экологической проблемы и противодействия сообществам, стремящимся использовать экологию для социальной дестабилизации». Он рассказал о развитии «зелёной экономики» на примере Кабардино-Балкарской республики.
Ответственный исполнитель рабочей группы «Устойчивое развитие» направления «Развитие сельских территорий» Высшего Совета ПП «Единая Россия» Сергей Бондарь рассказал о развитии сельских территорий как стратегическом факторе устойчивого развития страны.
Далее прошло совещание с представителями строительного комплекса региона и северных территорий по вопросам реализации Стратегии развития строительной отрасли 2030 и национального проекта «Жильё и городская среда».
В президиум вошли заместитель руководителя департамента градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и ЖКХ РФ Александр Степанов, первый заместитель директора департамента строительства ХМАО Кирилл Мыскин, вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз.
Антон Мороз в начале своего выступления напомнил об уже прошедших в УФО, СКФО и СЗФО Форумах по устойчивому развитию, остановившись более подробно на Уральском, где также обсуждались ход выполнения нацпроекта «Жилье и городская среда» и переход строительной отрасли на механизм проектного финансирования. «Были выявлены основные проблемы строительного комплекса Уральского федерального округа, которые сдерживают выполнение показателей нацпроекта, а также намечены основные меры поддержки строительной отрасли. В настоящее время планируется совещание у полномочного представителя Президента Российской Федерации в УФО Николая Цуканова. Все выявленные в регионах проблемы и предложения напрямую доводятся Национальным объединением строителей до Правительства РФ и ложатся в основу соответствующих поручений», – подчеркнул вице-президент НОСТРОЙ.
Также он рассказал о прошедшем 4 октября совещании у заместителя Председателя Правительства РФ Виталия Мутко, где был поднят вопрос о проблемах региональных застройщиков, которые не могут вписаться в систему проектного финансирования, предлагаемую банками. «Отрадно, что судьба застройщиков, которые вводят по 5-7 тыс. кв. м. жилья, небезразлична Правительству. В.Л. Мутко поручил Центробанку и ДОМ.РФ разработать специальные программы кредитования небольших застройщиков в рамках проектного финансирования. В проекте поручения также указано на необходимость провести дополнительный анализ проблем, возникающих при получении проектного финансирования застройщиками, осуществляющих строительство в малых городах. Думаю, что этот форум как раз является прекрасной площадкой, на которой можно обсудить проблемы строительства в малых городах и донести их до Правительства страны», – отметил Антон Мороз.
В своём докладе Антон Мороз рассказал об условиях реализации нацпроекта «Жильё и городская среда», представив основные показатели по ХМАО и Сургутскому району. В частности, ипотечная ставка не соответствует заявленному в проекте показателю 8,9%: в среднем по России она составляет 9,92 %, в Уральском федеральном округе – 9,82%, в ХМАО – 9,97%. Снижается количество выданных ипотечных кредитов для долевого строительства: всего в стране с начала года на первичном рынке выдано 211 858 ипотечных кредитов, что на 8,1% меньше аналогичного показателя 2018 года. При этом в ХМАО выдано 3017 кредитов, что на 19% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост средневзвешенной цены 1 кв. метра жилья на первичном рынке по стране 15%, в ХМАО – 3% (59,2 тыс. руб. за кв. м). По итогам I полугодия текущего года в России заключено 448,3 тыс. ДДУ, что на 32,4% больше аналогичного периода прошлого года. По данным ЦБ на конец августа со счетами эскроу заключено 10 091 ДДУ, что составляет 29,6% годового показателя национального проекта.
Указал Антон Мороз и на то, что увеличение объема жилищного строительства недостаточно для выполнения заложенного в нацпроекте показателя (88 млн. кв. м).
«Ввод объектов в эксплуатацию хоть и вырос по сравнению с прошлым годом и составил 6 млн. кв. м., но всё равно даже с сохранением такого темпа к концу года будет введено не более 77 млн. кв. м. жилья. В Уральском федеральном округе за 8 месяцев введено 2,8 млн кв. м. жилья, что на 1,9% больше прошлогоднего показателя. В Ханты-Мансийском автономном округе, Челябинской области, Ямало-Ненецком автономном округе наблюдается спад объемов строительства. За 8 месяцев в ХМАО введено всего 220 тыс. кв. м., тогда как плановый показатель на 2019 года составляет 900 тыс. кв. Не выполняется план и в таких муниципалитетах ХМАО, как Сургут и Когалым. Одна из причин кроется в отсутствии достаточного количества предложений от застройщиков. И это очень нехорошая тенденция, которая может проявиться и в других регионах», – отметил он.
Также в своём выступлении вице-президент НОСТРОЙ обратил внимание, что застройщики не торопятся получать новые разрешения на строительство, а их выход на строительный рынок с новыми проектами в значительной степени сдерживается низкой рентабельностью проектов. Кроме того, растёт количество обанкротившихся застройщиков.
«В ХМАО 8 застройщиков находятся в активных процедурах банкротства с объемом незавершенного строительства 27,5 тыс. кв. м жилья. Это не очень плохие данные по сравнению с другими регионами. Так, например, в Московской области 68 застройщиков находятся в активной стадии банкротства с объемом незавершенного строительства 2,2 млн. кв. м. жиля, что составляет 15% от текущего строительства в Московской области», – сообщил Антон Мороз.
Одной из причин сложившейся ситуации спикер назвал недоступность проектного финансирования, с которой в настоящее время сталкиваются региональные застройщики.
Согласно организованному НОСТРОЙ опросу застройщиков о способах финансирования проектов строительства, по состоянию на 1 сентября 2019 года проектным финансированием охвачено только 6,7% процентов рынка, и 12,9% надеются получить проектное финансирование в будущем. Таким образом, только около 20% рынка обеспечено или будет обеспечено проектным финансированием.
«По данным ЦБ в рамках проектного финансирования выдано кредитов на сумму 306 млрд. рублей, 56,9% жилья (72 млн. кв. м.) строится по старой схеме. В итоге 20,7% текущего строительства или 24,2 млн. кв. метров не попали ни в одну из схем финансирования. По нашим данным из них 12,9% (то есть 3 млн. кв. м.) будут строиться за счет собственных средств застройщиков, а судьба остальных 8,1% (1,4 млн. кв. м.) пока остаётся неизвестной. В целом для такой масштабной реформы результат неплохой. Однако анализируя региональный аспект, мы приходим к выводу, что для региональных, небольших застройщиков доступ к проектному финансированию существенно ограничен», – прокомментировал вице-президент НОСТРОЙ.
Подробнее он остановился на показателях в УФО, где по данным ЦБ было заключено 50 договоров проектного финансирования на сумму 15,3 млрд. руб. В ХМАО было заключено 5 договоров проектного финансирования на сумму всего 1,7 млрд. рублей.
Такие низкие показатели объема проектного финансирования не позволяют застройщикам браться за новые проекты, именно поэтому на данный момент важнейшей задачей является увеличение доступности проектного финансирования.
«Мы неоднократно говорили о необходимости установления стандартов проектного финансирования и о том, что Рекомендации Минстроя, ДОМ.РФ и ЦБ от 15 апреля 2019г. не оказывают серьезного влияния на увеличение объемов проектного финансирования. По нашему мнению, сейчас нужно сделать важный шаг и внести в законодательство нормы, регулирующие отношения застройщика и банка при предоставлении проектного финансирования, а именно запретить увеличение процентной ставки в ходе строительства, капитализацию процентной ставки и взимание дополнительных плат и комиссий. Кроме того, необходимо предоставить возможность застройщикам осуществлять приобретение земельных участков с использованием расчетов площадями в домах, строительство которых должно будет производиться на данном участке. Реформа долевого строительства привела к невозможности зачета встречных однородных требований и по сути к возложению на застройщика бремени 100% оплаты стоимости земли денежными средствами в момент покупки нового проекта, что значительно увеличивает инвестиционные затраты застройщиков на предпроектной стадии, а в условиях ограниченности оборотных средств, делает проекты жилищного строительства нереализуемыми», – констатировал Антон Мороз.
Ко всему прочему нужно внести изменения в налоговое законодательство, принять меры по развитию института гарантирования ДОМ.РФ, которое позволит региональным застройщикам с низкой рентабельностью получить проектное финансирование, поскольку сейчас такое гарантирование в регионах пока не развито, а также применить к перешедшим на механизм эскроу-счетов застройщикам «регуляторную гильотину» в целях исключения избыточного контроля за их деятельностью. Именно при выполнении всех перечисленных условий, по мнению Антона Мороза, проектное финансирование сможет заработать в больших объемах.
В завершение доклада он ещё раз напомнил о тех мерах, которые предлагает НОСТРОЙ для того, чтобы остановить уход застройщиков с рынка и достигнуть необходимых показателей национального проекта. Данные предложения были озвучены президентом НОСТРОЙ Антоном Глушковым на совещании у заместителя Председателя Правительства РФ Виталия Мутко, были одобрены, и в настоящее время по ним ожидается соответствующее поручение Правительства РФ. Большинство предложений уже вошли в проект поручения.
Говоря об участии НОСТРОЙ в разработке Стратегии развития строительной отрасли РФ до 2030 года, Антон Мороз сообщил: «Национальному объединению строителей в работе по написанию Стратегии отведена ключевая роль, и сегодня можно говорить о том, что Ассоциация стала двигателем разработки проекта Стратегии. НОСТРОЙ стал разработчиком двух разделов Стратегии – «Комплексное развитие» и «Функционирование рынка строительных услуг». Также нацобъединение координировало работу проектных команд и обеспечивало участие своих представителей в работе Стратегических сессий в других проектных командах».
Докладчик кратко рассказал об основных целях и принципах Стратегии, а также о сформулированных на их основе показателях и 50-ти поступивших предложений и замечаний, большинство из которых было учтено. 30 сентября Минстрой России внёс проект Стратегии на рассмотрение Правительства России.
Отдельно вице-президент НОСТРОЙ рассказал о повышении роли саморегулируемых организаций и национальных объединений в формировании государственной политики в области строительства и в реализации национальных проектов. Антон Мороз призвал участников совещания максимально активно включаться в работу, проводимую НОСТРОЙ, для продвижения и защиты интересов строительных компаний.
Александр Степанов представил доклад о работе Минстроя России, рассказав о проводимых министерством на постоянной основе мероприятиях, которые обеспечат реализацию показателей, намеченных в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Особое внимание он уделил задачам Государственной программы РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 года» и проблемам, связанным со строительством в Арктической зоне – в районах распространения вечномёрзлых грунтов. Александр Степанов сообщил, что Минстроем разрабатывается нормативная база для проектирования и строительства в вечной мерзлоте, и, кроме того, учитывается специфика сурового климата северных регионов при планировке и застройке в иных нормативно-технических документах.
После основных докладов участники президиума ответили на многочисленные вопросы из зала.