Балтийские СРО:
За время своей деятельности Ассоциация СРО «БОП» приобрела статус одной из самых надежных и крупнейших проектных СРО в России, в которую сегодня входит порядка 700 проектных компаний и институтов. Это свидетельствует о положительной репутации и высоком авторитете Ассоциации в профессиональной среде, о доверии к руководству, о добром имени, которое мы заслужили и которым мы дорожим.
На протяжении многих лет руководство Ассоциации представляет интересы проектировщиков в федеральных и региональных органах исполнительной и законодательной власти, в Совете НОПРИЗ, выступает с законодательными инициативами и предложениями, проводит бесплатные обучающие мероприятия для руководителей и сотрудников проектных организаций на актуальные темы.
Убежден, что совместными усилиями нам удастся создать благоприятные условия для работы проектировщиков и развития сферы архитектурно-строительного проектирования в целях реализации поставленной Президентом РФ комплексной задачи пространственного развития России.
Вихров А.Н.
Личный кабинет для членов Ассоциации СРО «БОП»
Вход14 декабря 2020 года в Центре стратегических разработок состоялся Круглый стол на тему: «Экологическая ответственность промышленных предприятий при отведении сточных вод».
Модератором выступила Советник президента Центра стратегических разработок Елена Разумова.
Очное участие в заседании приняли исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова, член Комитета РСПП по экологии и природопользованию Александр Белоусов, вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз, руководитель практики земельного права, недвижимости и строительства (СПб) «Пепеляев Групп» Елена Крестьянцева, президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Максим Новиков.
Также в обсуждении заявленных тем через систему ВКС приняли участие представители Министерства экологии и природопользования и Росприроднадзора.
В рамках круглого стола участники обсудили вопросы реализации законодательства в области водоснабжения и водоотведения в отношении промышленных предприятий и организаций водопроводно-канализационного хозяйства, проблему отсутствия закрытого перечня вредных веществ, запрещенных к сбросу в систему водоотведения и целесообразность разработки такого перечня, а также вопрос внесения платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и ее дифференциации в случаях, когда сточные воды соответствуют требованиям, предъявляемым к питьевой воде, либо требования к сточным водам не определены.
В частности, Максим Новиков осветил деятельность Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод, упомянув о проводимой Союзом отраслевой Конференции «Поговорим о воде», и рассказал о текущей ситуации в области водоснабжения и водоотведения, доступных технологиях и возможности сбалансированного подхода к составам входящей и исходящей воды, а также об особенностях начисления платы за негативное воздействие на работу ЦСВ.
Начальник Управления регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства ФАС России Алексей Матюхин поведал о проблемах регулирования отношений абонентов и водоканалов. Например, одна из основных - это возросшее число жалоб абонентов в связи с повышенным взиманием платежа. По их мнению, водоканалы начисляют необоснованно крупные суммы.
Елена Довлатова представила обзор состояния систем ВКХ и правоприменения в области водоснабжения и водоотведения.
Она также обратила внимание на тот факт, что Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения четыре года назад организовала Всероссийский водный конгресс, где как раз осуществятся профессиональная дискуссия по поднимаемым сегодня вопросам.
В своем докладе спикер отметила, что в России водные объекты априори считаются рыбохозяйственными, хотя по факту являются таковыми далеко не все. По ее словам, здесь существует проблема глобального законодательного регулирования, которое необходимо перестраивать и привести к более функциональному состоянию. А поскольку имеют место быть определенные региональные различия, отдельно следует разработать региональные нормативы.
Елена Крестьянцева представила обзор судебной практики о взыскании с абонентов платы за негативное воздействие на ЦСВ.
Так, негативная практика в Московской области начала складываться в отношении сброса полициклических ароматических углеводородов, а размер исковых требований по подобным делам составляет от 2 до 221 млн рублей. При этом суды, как подчеркнула Крестьянцева, встают на сторону водоканалов.
Отдельное внимание она обратила на то, что водоканалы начисляют абонентам плату за негативное воздействие на ЦСВ безотносительно перечня веществ, в отношении которых осуществляется контроль за деятельностью водоканала, как водопользователя. Кроме того, плата начисляется валовым методом от всего объёма сброшенных вод, а не от концентрации вредных веществ.
Поэтому, чтобы улучшить положение абонентов, эксперт предложила ограничить перечень веществ, на предмет которых водоканалы проверяют стоки абонентов; применять перечень веществ, в отношении которых осуществляется контроль за деятельностью водоканала, и к абонентам тоже; освобождать абонентов от уплаты за негативное воздействие на ЦСВ не только в случаях, когда абоненты зафиксировали превышение допустимой концентрации веществ в поступающей питьевой воде, но и когда содержание вредных веществ в стоках не превышает нормативов для питьевой воды.
Заместитель директора по инновациям ФГБУ «Урал НИИ Экология» Анна Ощепкова в свою очередь подчеркнула, что сейчас необходимо пересматривать всю систему нормирования качества водных объектов, существенно трансформировать технологическое регулирование и поставить все предприятия в равные условия. По ее мнению, целесообразно создать Рабочую группу, которая могла бы сформулировать интересы каждой стороны для того, чтобы в конечном итоге достигнуть главной цели – снизить негативное воздействие на водные объекты.
Свой взгляд на обсуждаемые проблемы представил и руководитель направления нормативно-аналитической работы дирекции по взаимодействию с органами власти Росводоканала Дмитрий Будницкий, добавив, что ПДК водных рыбохозяйственных объектов устарели - их необходимо пересмотреть и считать в зависимости от категорий. Кроме того, важен переход на технологическое регулирование.
Александр Белоусов по поводу внесения платы за негативное воздействие на работу ЦСВ выделил две основные проблемы: отсутствие научного обоснования, т.е. данных о том, какое негативное влияние оказывается на инженерные сети, и вопрос методологии расчета оплаты: по сути, абоненты должны компенсировать те средства, которые платит водоканал за негативное воздействие на ЦСВ, но не по всем веществам платежи зеркальные и возникают ситуации, когда абонент платит больше, чем водоканал.
Старший юрист группы по недвижимости московского офиса DLA Piper Иван Гриценко поведал об условиях взысканий платежей за негативное воздействие на ЦСВ и привел примеры злоупотреблений водоканалов из своей юридической практики.
В свою очередь Антон Мороз, комментируя вопросы взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, подчеркнул, что они являются едва ли не самыми спорными во взаимоотношениях между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и абонентами ЦСВ.
«Первая группа вопросов начинается с базового несогласия абонентов с необходимостью внесения платы за негативное воздействие на ЦСВ, когда не доказан факт оказания сточными водами этого самого негативного воздействия и не подтверждены возникшие в связи с ним расходы организации ВКХ», - объяснил он.
Вице-президент НОСТРОЙ также отметил, что практика правоприменения на сегодняшний день не отвечает надеждам абонентов ЦСВ, а исходит из двух принципов: первый из них заключается в том, что для расчета и взыскания платы за негативное воздействие на ЦСВ достаточно выявленного факта нарушения требований к составу и свойствам сточных вод, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения. Второй принцип базируется на том, что организация ВКХ не обязана обосновывать и доказывать расходы, понесенные в связи с негативным воздействием сточных вод на ЦСВ, в том числе для цели взимания указанного вида платы.
Тем не менее, спикер обратил внимание на тот факт, что упоминание расходов организации ВКХ, связанных с негативным воздействием сточных вод на ЦСВ, в дальнейшем описании порядка исчисления и взимания платы за такое негативное воздействие не встречается. Поэтому и необходимо дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере.
Что касается законодательства в области водоснабжения и водоотведения в отношении промышленных предприятий и организаций водопроводно-канализационного хозяйства, Антон Мороз со своей стороны отметил, что при реализации требований 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», который является основой законодательной базой по данному вопросу, возникает ряд проблем системного характера: это высокий уровень физического износа сетей водоснабжения и водоотведения, низкие темпы ремонта и замены; высокие требования, предъявляемые к водоканалам, по доступности и качеству водоснабжения и водоотведения для населения; низкий инвестиционный потенциал отрасли ВКХ, постоянная проблема ограничения роста тарифов; несогласованность схем водоснабжения и водоотведения населенных пунктов, инвестиционных программ по развитию сетей ВКХ и планам по развитию застраиваемых территорий.
Особую актуальность, по мнению эксперта, имеет проблема обращения с осадком сточных вод, образующимся в ходе водоподготовки и очистки сточных вод.
Мороз подчеркнул, что ограниченность собственной финансовой базы муниципальных образований, к ведению которых отнесена организация водоснабжения и водоотведения, а также недостаточность кадровых и других ресурсов на местном уровне не позволяет проводить грамотную и эффективную политику в сфере ВКХ, в том числе связанную с внедрением таких инновационных и сложных форм хозяйствования, как концессия.
Отдельное внимание спикер обратил на реализующийся сегодня в стране федеральный проект «Чистая вода», в рамках которого проходят реконструкции и строительство очистных сооружений и канализации. Но низкое качество подготовки проектно-сметной документации, ответственными за подготовку которой являются субъекты РФ, не позволяет достичь требуемого темпа исполнения этой программы, констатировал он.
Поэтому для решения названных проблем Антон Мороз высказал необходимость в том, чтобы в ближайшее время сформировать эффективный механизм планирования и управления отраслью, включая систему учета и управления данными, а также создать условия для формирования инвестиционного ресурса в отрасли, в том числе за счет перехода на долгосрочную модель ценообразования, обеспечения равных условий функционирования для государственных, муниципальных и частных предприятий и расширения мер государственной поддержки отрасли.
В завершение Антон Мороз напомнил о принятом в конце 2019 года законе, оказывающем непосредственное влияние на сферу ВКХ – 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции». По его словам, хотя водоснабжение и водоотведение с использованием централизованной системы, систем коммунальной инфраструктуры относятся к числу естественных монополий - далеко не весь рынок этих услуг охватывается централизованными системами.
«В силу 485-ФЗ создание унитарных предприятий в сфере ВКХ вне централизованных систем после 1 января 2025 года окажется невозможным, что может поставить под угрозу оказание коммунальных услуг в малонаселенных территориях, отдаленных и труднодоступных местностях», - резюмировал он.