На что следует обратить внимание при вступлении в СРО

За 11 лет своей деятельности Ассоциация СРО «БОП» приобрела статус одной из самых надежных и крупнейших проектных СРО в России, в которую сегодня входит порядка 700 проектных компаний и институтов. Это свидетельствует о положительной репутации и высоком авторитете Ассоциации в профессиональной среде, о доверии к руководству, о добром имени, которое мы заслужили и которым мы дорожим.

На протяжении многих лет руководство Ассоциации представляет интересы проектировщиков в федеральных и региональных органах исполнительной и законодательной власти, в Совете НОПРИЗ, выступает с законодательными инициативами и предложениями, проводит бесплатные обучающие мероприятия для руководителей и сотрудников проектных организаций на актуальные темы.

Убежден, что совместными усилиями нам удастся создать благоприятные условия для работы проектировщиков и развития сферы архитектурно-строительного проектирования в целях реализации поставленной Президентом РФ комплексной задачи пространственного развития России.

 Вихров А.Н.

Личный кабинет для членов Ассоциации СРО «БОП»

Вход

Перспективы совершенствования государственных и муниципальных закупок в строительстве обсудили на IV Всероссийском фестивале «Архитектурное наследие»

24 июня 2021 года на площадке IV Всероссийского фестиваля «Архитектурное наследие» в Калининграде состоялось расширенное заседание Комиссии по вопросам ценообразования в строительстве и технологическому и ценовому аудиту Общественного совета при Минстрое России совместно с расширенным заседанием Комитета по развитию строительной отрасли и контрактной системе НОСТРОЙ на тему «Перспективы совершенствования государственных и муниципальных закупок в строительстве: ценообразование, конкурентные процедуры, сроки приемки и оплаты, обеспечение исполнения обязательств, квалификация и рейтингование строительных компаний, усиление роли СРО».

Модератором выступил вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз, который поприветствовал участников и поблагодарил Калининград за тёплый приём.

По видеоконференцсвязи выступил президент НОСТРОЙ Антон Глушков, который не смог присутствовать на мероприятии очно в связи с тем, что находился на заседании Рабочей группы Правительства РФ, посвящённом развитию ИЖС и совершенствованию Стратегии развития строительной отрасли.

Он отметил, что поднимаемые сегодня темы - оценка деловой репутации, ценообразование и закон о госзакупках являются звеньями одной цепи, которые важны для того, чтобы соответствующим образом корректировать законодательство.

«Мы объективно понимаем, что то, что происходит в действующих контрактах, заключённых в рамках 44-ФЗ, приводит к тому, что подрядчики, которые ранее заключили договора в рамках конкурсных процедур, фактически остаются без прибыли либо уходят в убытки и банкротства», - констатировал он.

Поэтому, считают в нацобъединении, требуется дальнейшая корректировка 44-ФЗ. Так, выпущенное на днях письмо Минстроя России, Минфина России и ФАС России, которое разъясняет положения 44-ФЗ в части возможности изменения цены государственного контакта при существенном изменении цен на строительные ресурсы, все же не даёт содержательных ответов и не позволяет полностью решить проблему роста стоимости строительных материалов. В этой связи НОСТРОЙ на фоне роста стоимости строительных материалов предложил разработать механизм по изменению твердой цены контракта в рамках 44-ФЗ. Кроме того, по мнению Глушкова, необходимо формирование легитимного механизма, как должны действовать заказчики и подрядчики в этой ситуации. Сейчас по инициативе НОСТРОЙ заканчивается разработка соответствующих методических рекомендаций со стороны Минстроя.

Глушков также сообщил, что вице-премьер поддержал идею о том, чтобы снизить указанную в письме ценовую планку цены контракта со 100 до 10 млн рублей. 

Переходя к основному докладу, в своей презентации глава НОСТРОЙ привёл статистику объёма расторгнутых контактов по 44-ФЗ, заключённых в 2020 году. Их количество составило 29,6 тыс. объёмом в 313 млрд рублей. Общая сумма штрафов, пеней и неустоек по таким контрактам составила 56 млрд рублей.

Переходя к проблеме недостаточной квалификации подрядчиков, Глушков сообщил, что для повышения качества и безопасности строительства НОСТРОЙ предлагает сформировать на базе НРС специализированный кадровый ресурс для подрядных организаций и строителей с информацией об опыте каждого специалиста, его текущем месте работы, уровне квалификации и специализации, который будет интегрирован с Единым реестром подрядных организаций и с государственными информационными системами в части информации о построенных объектах капитального строительства.

«Объединив два этих реестра, можно сформировать максимально прозрачный рейтинг строительных компаний, что позволит избежать негативных последствий на рынке».

Дополнил его выступление Исполнительный директор НОСТРОЙ Виктор Прядеин, рассказавший об оценке деловой репутации подрядных организаций, которая предоставляет собой совокупность методик и процедур, позволяющая провести анализ и последующее сравнение показателей финансовой устойчивости, опыта и репутации при исполнении контрактов, квалификации и количества работников подрядной организации. Он подчеркнул, что такая оценка должна проводиться СРО на основе сведений, полученных из открытых источников или от самой организации. Отдельно Прядеин остановился на самой методологии рейтингования, которая включает в себя оценку стоимостных критериев (финансы, налоги, кредитная история), нестоимостные (история, имидж, кадры) и квалификационные. 

Председатель Комитета НОСТРОЙ по развитию строительной отрасли и контрактной системы Эдуард Дадов затронул совершенствование системы ценообразования с точки зрения государственного подхода к этой проблеме. Он также рассказал о работе Комитета, к которой в нацобъединении стараются активно подключать региональные СРО. Например, инициативу НОСТРОЙ о возможности изменения цены государственных и муниципальных контрактов в связи с изменением стоимости строительных ресурсов поддержала Курская областная Дума. Спикер отметил, что круг заинтересованных лиц постоянно растёт и обратился ко всем участникам с призывом к совместной деятельности.

Об изменении цены контракта в связи с ростом стоимости строительных ресурсов доложила директор Департамента ценообразования и градостроительного зонирования Минстроя России Ирина Тютьмина. Она также предоставила актуальную информацию по Приказу Минстроя №841.

Заместитель начальника Главгосэкспертизы России по ценообразованию Сергей Лахаев представил результаты пересчета индексов изменения сметной стоимости строительства в связи с ростом стоимости стройматериалов, которые уже пересчитаны для 76 субъектов РФ и во II квартале их пересчитают для Краснодарского края. Также не презентовал новые инструменты для повышения наполняемости ФГИС ЦС, к числу которых относятся личные кабинеты поставщиков, органов исполнительной власти субъектов, ФОИВ и госкомпаний, автоматизированный расчёт индексов изменения сметной стоимости и сметных цен с учётом новых источников информации, XML формат ФСНБ-2020 с учётом дополнений. При этом докладчик констатировал, что на сегодняшний день в личных кабинетах ФГИС ЦС зарегистрировалось всего 184 оптовых поставщика, осуществляющих поставку стройматериалов в 47 российских субъекта.

Д.э.н., профессор, завкафедрой Стоимостного инжиниринга и технической экспертизы зданий и сооружений АСА СамГТУ, Председатель подкомитета по ценообразованию в строительстве НОСТРОЙ Ольга Дидковская рассказала об определении начальной (максимальной) цены контракта и составлении «сметы контракта», детально разъяснив при этом Приказ Минстроя России №841/пр. Она также коснулась в своём выступлении методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ, детализации объектов капитального строительства, оплаты труда и много другого.

Региональную практику реализации «сметы контракта» представила заместитель директора ГАУ КО «ЦПЭиЦС», почетный строитель Калининградской области Ирина Панина, сделав акцент на своевременности отражения результатов мониторинга в стоимости строительства.

Далее Антон Мороз предложил перейти к обсуждению изменений законодательства в сфере закупок, напомнив, что буквально на прошлой неделе был принят большой пакет поправок в 44-ФЗ.

Свои разъяснения к нему дали заместитель главы Минфина России Алексей Лавров и начальник Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России Александр Пудов, коснувшись, в частности «второго пакета поправок» в 44-ФЗ, повышения доли участия МСП в закупках по 223-ФЗ, перевода РНП в электронную форму.

Так, замглавы Минфина отметил, что за последние два года 44–ФЗ больше, чем для строительной отрасли, ни сделал ни для кого. Чтобы менять закон, нужна полная исчерпывающая статистика со всеми выводами, поэтому в ведомстве выступают за то, чтобы не делать резких движений и не выходить с законодательными инициативами. Его поддержал и Александр Пудов, заявив, что проблема не в 44-ФЗ, а в отраслевом законодательстве - оно отстаёт и не позволяет формировать цену или ставить ограничения по проектно-сметной документации.

Здесь Антон Мороз попросил представителей Минфина и ФАС прокомментировать, по какой причине в итоговой редакции 44-ФЗ была исключена поправка о введении механизма рейтинга деловой репутации, на что Алексей Лавров дал исчерпывающий ответ, что это мнение Правительства и всех субъектов РФ.

«Введение рейтинга не поддержал ни один субъект и ни один юрист. Однако, это можно делать уже сейчас, без изменений в закон. Разработать порядок систематизации этих данных, сделать их публичными и начать пользоваться».

Концептуальные изменения в капитальном ремонте многоквартирных домов в рамках постановления Правительства № 615 затронула заместитель исполнительного директора Ассоциации региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов Светлана Носова. В частности, она разъяснила два проекта ПП в части возможности проводить закупку в упрощенном порядке, увеличивать цену договора из-за роста цен на стройресурсы и озвучила новые особенности применения Постановления Правительства №615.

Проблематику капитального ремонта многоквартирных домой и наиболее частые и интересные предметы судебных споров ФКР и подрядчиков осветила заместитель гендиректора Фонда капитального ремонта Калининградской области Александра Коростелева. К категории популярных она отнесла споры об оспаривании решений Фонда об одностороннем отказе исполнения договора, споры об обязании подрядчика устранить недостатки выполненных работ и споры о возмещении убытков в процессе регресса. Для недопущения судебных споров Фонд применяет такие меры, как открытость для граждан, контроль за ходом СМР, комбинированное страхование строительных рисков.

Позицию исполнителя по этому вопросу предоставила замдиректора АНП СРО Строительный союз Калининградской области Любовь Боровская. Она сообщила, что на территории региона зарегистрирована всего одна СРО и судебных споров у них нет. Такой результат, по словам спикера, достигнут благодаря оптимальному выходу через заключение договоров страхования коллективной отвественности членов СРО.

После состоялась бурная дискуссия по обсуждаемым темам, активное участие в которой приняли представители региональных строительных компаний, задав все наиболее острые для них на данный момент вопросы и получив на них подробные разъяснения представителей органов власти.

Подвёл итоги Антон Мороз. Так, он озвучил, что в целях совершенствования законодательства в области конкурентных процедур предлагается включить два ключевых решения: создать единую информационную платформу НОСТРОЙ путём слияния НРС и Единого реестра членов СРО, на основе которой организовать проведение рейтингования деловой репутации членов СРО и внедрить этот рейтинг в систему госзакупок; распространить в связи с увеличением стоимости строительных ресурсов  возможность изменения существенных условий договоров строительного подряда, заключённых на основании 44-ФЗ, 223-ФЗ и Постановления №615.

В завершение Мороз сообщил участникам о том, что президент НОСТРОЙ уже направил за своей подписью обращение в адрес руководителей всех регионов страны с просьбой поддержать инициативу нацобъединения по внесению изменений в 44-ФЗ в части изменения цены контракта в случае роста стоимости строительных ресурсов.

«Как уже было сказано, Курская область первой рассмотрела проект закона в своем законодательном органе власти и направила решение в Госдуму. Считаем целесообразным с этой работой ознакомиться и провести аналогичную в своих субъектах, обсудив документ с местными властями. Тот рост стоимости стройматериалов, который сейчас признается всеми, нужно брать под контроль и работать над механизмами выхода из этой непростой ситуации.  Поэтому призываю всех коллег подключиться к этой работе в кратчайшие сроки».