Балтийские СРО:
За время своей деятельности Ассоциация СРО «БОП» приобрела статус одной из самых надежных и крупнейших проектных СРО в России, в которую сегодня входит порядка 700 проектных компаний и институтов. Это свидетельствует о положительной репутации и высоком авторитете Ассоциации в профессиональной среде, о доверии к руководству, о добром имени, которое мы заслужили и которым мы дорожим.
На протяжении многих лет руководство Ассоциации представляет интересы проектировщиков в федеральных и региональных органах исполнительной и законодательной власти, в Совете НОПРИЗ, выступает с законодательными инициативами и предложениями, проводит бесплатные обучающие мероприятия для руководителей и сотрудников проектных организаций на актуальные темы.
Убежден, что совместными усилиями нам удастся создать благоприятные условия для работы проектировщиков и развития сферы архитектурно-строительного проектирования в целях реализации поставленной Президентом РФ комплексной задачи пространственного развития России.
Вихров А.Н.
Личный кабинет для членов Ассоциации СРО «БОП»
Вход
Никита Загускин, председатель Совета СРО НП «Балтийский строительный комплекс», председатель Комитета по страхованию и финансовым рискам Национального объединения проектировщиков
Институт саморегулирования в строительной отрасли развивается уже более двух лет. Существенным его отличием от других способов регулирования является использования механизмов имущественной ответственности в целях повышения качества и безопасности строительства. И уже сейчас пришло время, когда саморегулируемым организациям и их членам приходится рублем отвечать за свою работу.
Основная проблематика моего сегодняшнего выступления связана с вопросами предупреждения и разрешения аварийных ситуаций в строительной отрасли.
Аварийные ситуации в строительстве приводят к причинению убытков заказчику соответствующих работ, а также в подавляющем большинстве случаев влекут причинение вреда третьим лицам. Согласно Градостроительному кодексу, в мероприятиях, связанных с возмещением вреда, могут участвовать строительная компания, страховая компания, саморегулируемая организация, государство и орган экспертизы. В процессе расследования анализируются действия заказчика и эксплуатирующей организации, строительной компании и производителя материалов, проектных и изыскательских организаций.
При этом очевидно, что и все участники в равной степени заинтересованы в максимально полном и достоверном установлении обстоятельств соответствующих аварий. Также оба этих субъекта заинтересованы и в установлении наличия или отсутствия причинно-следственных связей между фактом выполнения работ членом саморегулируемой организации и наступившими неблагоприятными последствиями.
Как показывает практика рассмотрения споров по поводу возмещения вреда, причиненного в связи с возникновением аварийных ситуаций, для указанных выше целей очень важно своевременно провести фиксацию следов аварии. Необходимо на месте, что называется, по горячим следам, установить и зафиксировать все обстоятельства, которые будут потом иметь значение для установления в суде всей картины происшествия. Очевидно, что эту работу должны выполнять профессионалы - технические специалисты, эксперты.
Таким образом, по нашему мнению, весьма своевременной мерой представляется создание при саморегулируемых организациях аварийных комиссариатов - специализированных структур, призванных обеспечить выполнение указанных выше задач, а также оказывать организационно-методическое и правовое содействие членам саморегулируемой организации при возникновении аварийных ситуаций, связанных с выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
На сегодняшний день по инициативе саморегулируемой организации некоммерческого партнерства «Балтийский строительный комплекс» на уровне документов саморегулируемой организации, в Правилах саморегулирования на основании п.2 ч.12 ст.55.5 Градостроительного кодекса РФ установлена обязанность членов саморегулируемой организации незамедлительно уведомлять подразделение аварийного комиссариата обо всех случившихся аварийных ситуациях, а также привлекать его сотрудников к процессу расследования и урегулирования таких ситуаций.
Как уже было сказано, основной функцией аварийного комиссариата является проведение мероприятий, направленных на фиксацию обстоятельств, связанных с аварией. В качестве таких сведений, подлежащих фиксации, может рассматриваться:
- информация о причинах аварии;
- сведения о размере причиненного вреда и о факторах, его определивших;
- информация о лицах, жизни, здоровью и имуществу которых был причинен вред вследствие аварийной ситуации;
- информация о лицах, с действиями (бездействием) которых может быть связана аварийная ситуация.
Наряду с указанной функцией, важным является взаимодействие аварийного комиссариата с самими членами саморегулируемой организации, с деятельностью которых может быть тем или иным образом связано возникновение аварийной ситуации. Функции аварийного комиссариата предполагают привлечение к его работе специалистов и экспертов, обладающих специальными знаниями, применимыми в расследовании и урегулировании аварийной ситуации. При этом речь идет не только о техническом содействии.
Во многих случаях саморегулируемые организации в качестве дополнительной меры обеспечения имущественной ответственности своих членов устанавливают требования о страховании членами саморегулируемой организации ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Как правило, страховые компании располагают собственными службами, в функции которых входит изучение и оценка аварийной ситуации. В этой сфере аварийный комиссариат, привлекаемый саморегулируемой организацией, будет призван обеспечивать взаимодействие с представителями страховой компании по вопросам расследования аварийной ситуации, при этом представляя интересы члена саморегулируемой организации, с действиями которого может быть связано возникновение аварийной ситуации, так и интересы лиц, которым был причинен вред вследствие аварийной ситуации.
Третьей важной функцией аварийного комиссариата является методическое содействие членам саморегулируемой организации в сборе и правильном оформлении необходимых материалов и документов, связанных с расследованием и урегулированием аварийных ситуаций. Это позволило бы существенно сократить временные и трудовые затраты члена саморегулируемой организации на формальности, связанные с оформлением необходимых документов, а также способствовало бы скорейшему и эффективному ее урегулированию.
Следует заметить, что в настоящее время из всего массива нормативно-правовых актов проблеме расследования аварийных ситуации в строительстве посвящена лишь статья 62 Градостроительного кодекса РФ. Согласно упомянутой норме, в случае причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности в течение десяти дней со дня причинения такого вреда создаются технические комиссии для установления причин такого нарушения и определения лиц, допустивших такое нарушение. При этом не урегулированными остаются такие немаловажные вопросы, как:
а) разграничение компетенций в данной сфере федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти;
б) наличие единых правил проведения процедур расследования, стандартов оформления составляемых при расследовании документов.
Кроме того, уместно заметить, что в строительном сообществе высказываются мнения о необходимости создания совещательного органа для координации деятельности по расследованию аварий в Санкт-Петербурге. Такой орган сможет эффективно осуществлять координацию деятельности всех заинтересованных лиц, помимо этого, на базе совещательного органа будут обсуждаться и рекомендоваться к принятию самые прогрессивные и актуальные законодательные нововведения.
В заключение хотелось бы отметить, что деятельность аварийного комиссариата, хоть и представляет собой новое явление в сфере отношений, связанных с саморегулированием, но большинство методик его работы уже существует. Здесь, безусловно, можно опираться на довольно обширный опыт страховых компаний, прибегавших при расследовании страховых случаев к помощи аварийного комиссариата, опыт экспертных учреждений, проводивших исследования, связанные с установлением обстоятельств различных аварийных ситуаций. На наш взгляд, опираясь на данный опыт, внедрив ряд новых методов работы, обусловленных спецификой деятельности саморегулируемых организаций и возложенных на них функций, и ориентируясь на работу в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными лицами при расследовании каждой аварийной ситуации, аварийный комиссариат сможет стать эффективным механизмом расследования и урегулирования аварийных ситуаций, связанных с работами, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.