Балтийские СРО:
За время своей деятельности Ассоциация СРО «БОП» приобрела статус одной из самых надежных и крупнейших проектных СРО в России, в которую сегодня входит порядка 700 проектных компаний и институтов. Это свидетельствует о положительной репутации и высоком авторитете Ассоциации в профессиональной среде, о доверии к руководству, о добром имени, которое мы заслужили и которым мы дорожим.
На протяжении многих лет руководство Ассоциации представляет интересы проектировщиков в федеральных и региональных органах исполнительной и законодательной власти, в Совете НОПРИЗ, выступает с законодательными инициативами и предложениями, проводит бесплатные обучающие мероприятия для руководителей и сотрудников проектных организаций на актуальные темы.
Убежден, что совместными усилиями нам удастся создать благоприятные условия для работы проектировщиков и развития сферы архитектурно-строительного проектирования в целях реализации поставленной Президентом РФ комплексной задачи пространственного развития России.
Вихров А.Н.
Личный кабинет для членов Ассоциации СРО «БОП»
Вход8 ноября 2012 года – во Всемирный день качества – состоялась Xпрактическая конференция «Состояние и пути повышения качества проектирования, строительства и строительных материалов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области», на которой нашли отражение проблемы обеспечения качества с точки зрения саморегулируемых организаций.
Отсутствие политики качества и контроля
Директор СРО НП «Балтийское объединение проектировщиков Владимир Быков выступил с докладом «Роль и значение саморегулируемых организаций в повышении качества и безопасности проектирования и строительства». Как подчеркнул выступавший, «в документах о социально-экономическом развитии страны вопросам качества не придается приоритетное значение. Между тем, недооценка политики качества может привести к печальным последствиям, чему пример – масса аварий на различных объектах». С этой позицией солидарен Председатель Совета НП «Центр развития саморегулирования ОНП «ГЛАВСОЮЗ» Алексей Пышкин, заявивший «У нас нет системы сплошного контроля, которая обеспечит должное качество изделия или работы «на выходе». И это удивительно, так как более чем в 80% случаев заказчиком строительства выступает государство. И оно же само не уделяет должного внимания вопросам качества».
Как отметил директор филиала СРО НП «ЦОС «СФЕРА-А» (Москва) Николай Сорокин, «Строительным контролем занимаются самостоятельные компании, для которых СРО открывает соответствующий допуск. Само некоммерческое партнерство законодательно не наделено функциями стройконтроля, каким же образом оно должно его проводить? Только лишь через принуждение компаний-участников партнерства. А как они будут контролировать сами себя? Подобные методы ужесточают систему контроля, делая ее троекратной, что осложняет существование организаций, относящихся, прежде всего к субъектам малого и среднего бизнеса, превращая, к тому же, требования по проведению проверки в невыполнимые».
Итог дискуссии несколько эмоционально подвел директор партнерства-объединения предприятий отрасли, специализирующихся на производстве строительных материалов (НП «ПО ПСМИ») Эдуард Полонуер: «Ситуацию с качеством строительства сегодня не обсуждает только ленивый. Говорено и преговорено об этом более, чем сполна. И о том, говорено, что государевы закопёрщики саморегулирования «забыли» упомянуть сию ипостась в Градкодексе… И как в одночасье «прозревшие» строительные СРО и по сей день отбояриваются от него, как чёрт от ладана».
Рецепты оздоровления
По мнению Алексея Пышкина, повысить качество в строительной отрасли может отделение функции строительного контроля и приемки работ от функции размещения госзаказов: «Это поможет наладить эффективную конкуренцию в сфере госзаказа».
Набившие оскомину проблемы госзаказа по пресловутому ФЗ-94 затронул и руководитель отдела проектов Национального центра «Специальный ресурс» Игорь Немчиков: «Опыт введения саморегулирования в строительстве показал, что вместо того чтобы произошло сокращение организаций строительной отрасли за счет естественного ухода с рынка недобросовестных компаний, на деле получился обратный процесс – неконтролируемый рост числа строительных организаций, весьма сомнительных по своим квалификационным и профессиональным характеристикам. При этом нужно учитывать тот факт, что основными причинами постоянного появления новых организаций в строительной отрасли, так называемых фирм-однодневок, являются в первую очередь не проблемы самой отрасли саморегулирования, а нормы ФЗ-94, которые в действительности и формируют такие процессы. Ведь практически полное отсутствие требований государственного заказчика к квалификации и профессионализму, опыту и деловой репутации влечет за собой и появление фирм-однодневок, и так называемых коммерческих СРО, что по сути своей неверно».
По оценке профессора Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Василия Комова, основная ошибка, которую допускаются участники строительного рынка, – отсутствие конкурсной основы среди проектов. И как итог: «строители получают проект, который дешевле, а не лучше». Для изменения сложившегося положения дел, по мнению ученого, необходим целый ряд шагов. Комитету по строительству необходимо разработать алгоритм, по которому следует принимать проекты в производство. Служба государственного строительного надзора и экспертизы должна быть выведена из подчинения города и стать независимой. «Сейчас же ее работники вынуждены склонять голову перед городской администрацией. Если им скажут завтра ввести 4 млн. кв. м жилья, они его введут, иначе послезавтра они станут безработными». – сказал эксперт, добавив, что новые технологии не должны существовать в отрыве от действительности, но стать частью повседневной работы проектировщиков и строителей. А «приемщики» не имеют морального права принимать к исполнению проекты, в которых использованы устаревшие технологии. «Пусть проекты будут дороже, но мы ведь живем в ХХI веке. Нельзя применять железные трубы, ведь есть полимерные и многие другие новые материалы и технологии», – заявил профессор СПБГАСУ.
Участники конференции озвучили еще ряд требований, призвав все заинтересованные органы государственной власти, общественные организации и строительные компании принять необходимые меры для повышения качества возводимых, реконструируемых и ремонтируемых объектов.
Комментарии
Директор СРО НП «Балтийское объединение проектировщиков Владимир Быков:
«Для того чтобы реализовать объект необходим комплексный подход, который позволяет находить оптимальное системное сочетание между целями, затратами, сроками и качеством ведения работ. Задача саморегулируемых организаций заключается в создании единой системы планирования от организации контроля работ и подготовки пакета разрешительной документации, выбора изыскателей и проектировщиков до сдачи готового объекта соответствующего качества и уровня безопасности».
Директор партнерства-объединения предприятий отрасли, специализирующихся на производстве строительных материалов (НП «ПО ПСМИ») Эдуард Полонуер:
«В настоящее время процесс саморегулирования в области производства строительных материаловносит несколько «самостийный» характер. Существует уже несколько национальных объединений. На низовом уровне: если саморегулирование носит характер борьбы за качество против конкуренции бракоделов, то это можно только приветствовать. Вообще идея подлинного саморегулирования – конкуренция СРО, стремление одних СРО стать лучше, чем другие. А пока у нас они все одинаковые. Но так быть не должно. Поэтому надо было развивать саморегулирование по 315-му ФЗ, а не по 148-му. Идеология 315-го – добровольные СРО как форма объединения профессионалов, а идеология 148-го – это просто замена лицензирования выдачей разрешений на допуск. Сегодняшнее саморегулирование – это делегированное саморегулирование, то есть государство делегировало право выдавать допуски. А должно быть добровольное объединение по образцу гильдий – на основе деловой репутации. И у каждой гильдии должны быть свои качества стандарты и правила».
Сергей Васильев