Балтийские СРО:
За время своей деятельности Ассоциация СРО «БОП» приобрела статус одной из самых надежных и крупнейших проектных СРО в России, в которую сегодня входит порядка 700 проектных компаний и институтов. Это свидетельствует о положительной репутации и высоком авторитете Ассоциации в профессиональной среде, о доверии к руководству, о добром имени, которое мы заслужили и которым мы дорожим.
На протяжении многих лет руководство Ассоциации представляет интересы проектировщиков в федеральных и региональных органах исполнительной и законодательной власти, в Совете НОПРИЗ, выступает с законодательными инициативами и предложениями, проводит бесплатные обучающие мероприятия для руководителей и сотрудников проектных организаций на актуальные темы.
Убежден, что совместными усилиями нам удастся создать благоприятные условия для работы проектировщиков и развития сферы архитектурно-строительного проектирования в целях реализации поставленной Президентом РФ комплексной задачи пространственного развития России.
Вихров А.Н.
Личный кабинет для членов Ассоциации СРО «БОП»
ВходДля представителей как проектного, так и страхового сообщества большое значение имеет выработка консолидированной позиции, касающейся изменения системы ответственности за вред, причиненный вследствие выполнения работ в строительной сфере и эксплуатации объектов недвижимости, в соответствии с поправками, внесенными в Градостроительный кодекс (далее – ГрК РФ) Федеральным законом от 28.11.2011 N 337-ФЗ.
В 2012 году Комитет по страхованию и финансовым рискам Национального объединения проектировщиков совместно с крупнейшими страховыми организациями провел большую работу по анализу и обсуждению предстоящих изменений.
В процессе данной работы выявлена необходимость внесения изменений в ст. 60 ГрК РФ в редакции Федерального закона от 28.11.2011 № 337-ФЗ и иные нормы ГрК РФ, поскольку на сегодняшний день профессиональное сообщество столкнулось с неоднозначным толкованием соответствующих положений ГрК РФ. Несогласованность новой редакции ст.60 и действующих норм Градостроительного кодекса РФ связана с отсутствием однозначного подхода к тому, в рамках какого вида страхования, страхования гражданской ответственности или финансовых рисков, покрывать регрессные требования собственников, концессионеров зданий и сооружений, застройщиков и технических заказчиков строящихся объектов к изыскателям, проектировщикам или строителям.
При этом наличие лишь договора страхования гражданской ответственности членов СРО может повлечь снижение размера их взносов в компенсационные фонды таких организаций. Указанная несогласованность норм ГрК РФ неизбежно повлечет нарушение прав членов саморегулируемых организаций в силу того, что заключенный договор страхования гражданской ответственности не будет обеспечивать страховую защиту от регрессных требований лиц, возместивших причиненный вред потерпевшему. В данной ситуации все члены СРО, в которой состоит (состоял) причинитель вреда, будут вынуждены за свой счет пополнить компенсационный фонд, сформированный исходя из того, что застрахована ответственность всех членов СРО за вред, причиненный вследствие недостатков выполненных работ.
Экспертами Комитета был разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон № 337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который был утвержден на 48-м заседании Совета НОП 19 декабря 2012 г. Законопроект устраняет существующие противоречия в толковании положений об обеспечении имущественной ответственности членов СРО в части страхования гражданской ответственности. В частности, предлагается уточнить положения некоторых статей, установив, что по договору страхования гражданской ответственности будет застрахована также и ответственность по регрессному требованию лица, возместившего причиненный вред потерпевшему.
Также в части 1 статьи 60 ГрК РФ предлагается исключить указание на объект, которому может быть причинен вред, в связи с тем, что, во-первых, наименование статьи такого указания не содержит, а, во-вторых, понятие вреда дано в части 1 статьи 55.1 ГрК РФ. В соответствии с указанной нормой под «вредом» понимается вред жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации. Данное изменение будет согласовываться и с положениями ст.124 ГК РФ, в соответствии с которой государство выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Кроме того, законопроект предлагает внесение изменений в порядок возмещения причиненного вреда, установив субсидиарную ответственность за причиненный вред саморегулируемой организации и иных лиц, наступающую после обращения с соответствующим требованием к лицу, выполнившему работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Предусмотренная в настоящий момент в статье 60 (в редакции Федерального закона № 337-ФЗ) солидарная ответственность не в полной мере позволяет использовать предусмотренные законом способы обеспечения имущественной ответственности, предусмотренные ГрК РФ. Согласно пункту 1 статьи 323 ГК РФ при солидарной ответственности обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Из этого следует, что лицо, возместившее вред потерпевшему, может и не обратиться с регрессным требованием к лицу, выполнившему работы с недостатками, и, соответственно, не будет произведена выплата страховщиком, застраховавшим ответственность данного члена саморегулируемой организации. Установление субсидиарной ответственности саморегулируемой организации и иных лиц будет способствовать более эффективному обеспечению имущественной ответственности строителей, проектировщиков, изыскателей, позволив во всех случаях причинения вреда вследствие недостатков работ задействовать созданную СРО систему страхования, поскольку первоначально регрессное требование будет обращено к лицу, выполнившему работы.
Законопроект направлен в Министерство регионального развития РФ, Федеральное агентство по строительству и ЖКХ, а также в Комитет по земельным отношениям и строительству Государственной Думы РФ. Данный законопроект является для Национального объединения проектировщиков приоритетным, в связи с чем руководство НОП предпримет все необходимые меры для его скорейшего рассмотрения и принятия Государственной Думой РФ.