Балтийские СРО:
За время своей деятельности Ассоциация СРО «БОП» приобрела статус одной из самых надежных и крупнейших проектных СРО в России, в которую сегодня входит порядка 700 проектных компаний и институтов. Это свидетельствует о положительной репутации и высоком авторитете Ассоциации в профессиональной среде, о доверии к руководству, о добром имени, которое мы заслужили и которым мы дорожим.
На протяжении многих лет руководство Ассоциации представляет интересы проектировщиков в федеральных и региональных органах исполнительной и законодательной власти, в Совете НОПРИЗ, выступает с законодательными инициативами и предложениями, проводит бесплатные обучающие мероприятия для руководителей и сотрудников проектных организаций на актуальные темы.
Убежден, что совместными усилиями нам удастся создать благоприятные условия для работы проектировщиков и развития сферы архитектурно-строительного проектирования в целях реализации поставленной Президентом РФ комплексной задачи пространственного развития России.
Вихров А.Н.
Личный кабинет для членов Ассоциации СРО «БОП»
ВходВладимир Быков, вице-президент Национального объединения проектировщиков, координатор НОП в СЗФО, директор СРО НП «Балтийское объединение проектировщиков»
- Как можно оценить текущее состояние проектной отрасли в нашей стране? Какие ключевые тенденции в ней, на ваш взгляд, имеет смысл отметить?
- Надо отдать должное проектной отрасли: сегодня она находится на высоте, ее развитие идет семимильными шагами, осваиваются новые технологии, новые системы управления, новые виды и стандарты проектирования, новая техника. Повсеместно применяются геоинформационные системы, имитационное моделирование. К примеру, Минтранс, Росавтодор используют стандарты проектирования федеральных дорог с применением таких систем, которые не просто формируют проект в бумажном варианте, но дают возможность получить «живой» проект в электронном формате, который имеет длительный жизненный цикл, начиная с идеи и фиксации текущего состояния и заканчивая его перспективным развитием. Сейчас совершенно иные подходы, возможности и скорость проектирования. Если раньше идеи архитектора, главного инженера воплощали сотни чертежников, то теперь используются автоматизированные системы, которые помогают выполнять сложнейшие чертежи – эстакад, высотных зданий, освоения подземных пространств…
Нужно отметить и те уникальные объекты, которые сегодня проектируются в нашей стране и получают высокую оценку общественности и профессионального сообщества. Это, к примеру, Сочинские объекты и оформление Олимпиады – весь мир оценил по достоинству и уровень проектных работ, и уровень реализации проектов. Это объекты, которые строились перед проведением саммита АТЭС-2012 во Владивостоке. Дальний Восток преобразился, когда были воздвигнуты интереснейшие объекты – великолепные мосты через бухту Золотой Рог, на остров Русский, через Амурский залив и множество социальных, промышленных объектов и объектов инфраструктуры. Сегодня в России строится масса высотных зданий, мостов, газо- и нефтепроводов, причем в сложнейших условиях, что свидетельствует о высоком уровне проектных работ. Уникальные объекты сами по себе требуют особого отношения к качеству. Поэтому проектирование – отрасль воплощения идей общественного развития.
- Насколько соответствует нынешняя нормативная база работы проектировщиков текущим потребностям отрасли?
- Как говорится, лучшее враг хорошего. Человек всегда старается и планирует жить лучше, комфортнее. Поэтому любая нормативная база должна совершенствоваться – с учетом появления новых материалов, технологий, ресурсов. И эта работа ведется проектным сообществом, причем локомотивом в данном вопросе выступает Национальное объединение проектировщиков.
- Какие ключевые задачи проектной отрасли Вы могли бы сегодня выделить – они находятся в сфере жилищного строительства, развитии инфраструктуры, в чем-то еще?
- Ключевая задача проектной отрасли – в первую очередь логистическая, функциональная. Наконец-то появились первые попытки внести в Градостроительный кодекс материалы по правильному народорасселению в России. Политика экономического развития любой страны предполагает, прежде всего, рациональное и грамотное расселение, создание и обеспечение условий для жизнедеятельности, безопасного и благоприятного проживания. У нас громаднейшая территория, по оценкам экспертов на одного человека в среднем приходится порядка 14 гектар земли, при этом население распределено крайне неравномерно: 78 % россиян проживает в европейской части России, которая составляет менее 25 % территории. Плотность населения в Москве – более 4600 человек на кв. км, тогда как в Сибири она не превышает 3-х человек на кв. км. Это народрасселение принципиально не верное, учитывая и отток людей с очень хороших, перспективных, богатых природными ресурсами регионов – Камчатки, Дальнего Востока. Отсюда и не совсем правильное выстраивание логистики и использование имеющихся ресурсов. Подтверждение этому: количество автомобилей увеличивается, а автомобильных дорог строится мало. Многие крупные города стоят в пробках. При этом происходят колоссальные потери времени, горючего, ущерб экологии и проч.
Учитывая все вышесказанное, проектировщики должны быть «впереди планеты всей» – руководствоваться идеями процветания, экономического развития страны, повышения благосостояния граждан, поэтому идеи должны быть реализованы таким образом, чтобы все те ключевые задачи, которые стоят перед гражданским обществом, решались. А решаются они тогда, когда развивается экономика, есть индикаторы экономического развития. В таком случае развитие общества движется в правильном русле, имеет необходимый инструментарий и ресурсы для достижения поставленных целей.
Сегодня перед проектировщиками стоят мегапроекты. Так, заключение соглашения с Китаем на поставку сырьевых ресурсов ставит перед проектировщиками очень непростые, актуальные и интересные задачи: в сложнейших инженерно-геологических условиях запроектировать те объекты, с помощью которых эти экономические задачи будут выполнены. А это, в свою очередь, повлечет за собой и развитие соответствующей инфраструктуры в данных регионах, повышение их деловой активности и экономической привлекательности.
- Можно ли говорить о наличии в сфере строительного и архитектурного проектирования проблем системного характера? Если они есть, то как их решить?
- Думаю, что особых проблем системного характера не существует. Если сама система развивается, то и весь проектный инструментарий совершенствуется, применяются новые технологии, новые форматы проектирования – имитационные, моделирование, оцифровка. Сегодня мы проекты делаем не на бумаге, а в пространстве, в объемах. И это не просто 3D-модели, но и 4D, и 5D-модели – и пространственные, и подземные, и изменяемые во времени. Сегодня более четкие, строгие, высокие требования и к проектированию, и к объекту, и к субъектам проектных работ, и к результату. Соответственно, идет насыщение техническим оснащением, ресурсами, а это совершенно иной этап развития проектных работ. И то, что сегодня еще кажется фантастикой – например, голографические системы, буквально завтра уже будет привычным делом, и я не сомневаюсь, что уже скоро объекты будут проектироваться в таких измерениях, их можно будет смотреть со всех сторон, перестраивать, перекраивать. И при таких возможностях будет гораздо легче оценивать и последствия проектных работ, и правильно планировать всю логистику.
Кстати, логистика городской среды – на примере Москвы – это системно-экономическая ошибка. Наша столица – это мегаполис, который сам себя запер и теперь пытается себя разгрузить. Люди ежедневно тратят по 4-5 часов в пробках, поскольку транспортные коммуникации развиты недостаточно. Опять же, нужно правильно выбирать схему расселения народа в стране. При правильном подходе логистические задачи сокращаются. Причем, рассматривать логистику нужно не только как коммуникации, но и как полностью все сферы жизнеобеспечения объектов. Правильное построение логистики любого объекта с использованием его функционального назначения приведет к развитию экономики, улучшит комфортное проживание жителей.
- Насколько, на Ваш взгляд, важна возможность представления интересов саморегулируемых организаций в профильных органах власти? Есть ли сегодня у них такая возможность?
- Сегодня профессиональное сообщество в лице национальных объединений не обладает достаточной возможностью в желаемом объеме представлять и защищать свои интересы в органах государственной власти. Не всегда и не все решения, рекомендации, консолидированное мнение сообщества учитываются профильными органами власти. А ведь важно, чтобы Национальное объединение на федеральном уровне и саморегулируемые организации на региональном уровне имели возможность участвовать именно на начальных этапах рассмотрения иподготовки профильных нормативно-правовых документов.
Тем не менее, в последнее время наметилась положительная тенденция взаимодействия профессионалов с представителями власти. Большую роль в этом играет Национальное объединение проектировщиков. Одним из приоритетных направлений его деятельности является совершенствование базы законодательных, нормативно-правовых и нормативно-технических документов, а также методологии в области саморегулирования. За время своей работы НОП направило более 80 заключений по законопроектам и проектам нормативных документов в федеральные органы власти и общественные организации, и соответствующие изменения были внесены в практику регулирования градостроительной деятельности.
В 2013 году Национальному объединению проектировщиков удалось добиться участия его представителей в протокольных мероприятиях органов государственной власти России: Госдумы РФ, аппаратов Президента и Правительства РФ, профильных министерство и ведомств.
Многие проблемные вопросы отрасли мы также имеем возможность обсуждать с представителями власти на всевозможных профильных форумах, конференциях. В частности, 17 сентября в Петербурге состоится V Всероссийская конференция «Саморегулирование в строительном комплексе: повседневная практика и законодательство», которую ежегодно поддерживает НОП. Это довольно мощное мероприятие, которое предоставляет возможность открытого диалога представителей профессионального сообщества и органов государственной и региональной власти, что, безусловно, приносит конкретные плоды.