Балтийские СРО:
За время своей деятельности Ассоциация СРО «БОП» приобрела статус одной из самых надежных и крупнейших проектных СРО в России, в которую сегодня входит порядка 700 проектных компаний и институтов. Это свидетельствует о положительной репутации и высоком авторитете Ассоциации в профессиональной среде, о доверии к руководству, о добром имени, которое мы заслужили и которым мы дорожим.
На протяжении многих лет руководство Ассоциации представляет интересы проектировщиков в федеральных и региональных органах исполнительной и законодательной власти, в Совете НОПРИЗ, выступает с законодательными инициативами и предложениями, проводит бесплатные обучающие мероприятия для руководителей и сотрудников проектных организаций на актуальные темы.
Убежден, что совместными усилиями нам удастся создать благоприятные условия для работы проектировщиков и развития сферы архитектурно-строительного проектирования в целях реализации поставленной Президентом РФ комплексной задачи пространственного развития России.
Вихров А.Н.
Личный кабинет для членов Ассоциации СРО «БОП»
ВходКак московские девелоперы переживают пандемию?
Введение ограничительных мер внесло значительные коррективы в работу офисов девелоперов. Сотрудники теперь сидят по домам, а показы и сделки проходят в режиме онлайн. Насколько клиенты готовы к удаленной покупке недвижимости? И стоит ли офисам девелоперов переходить на вахтовый метод работы, как это сделали некоторые банки? Эти и другие вопросы наша редакция задала экспертам.
Novostroy.ru: Как повлияла пандемия на работу компаний сферы девелопмента? В каком режиме сейчас функционируют офисы застройщиков?
Антон Детушев, генеральный директор Ikon Development: Уже на первом этапе борьбы с коронавирусом в стране многие офисы застройщиков были переведены на удаленный режим работы, в том числе и наша компания. Были запущены бесконтактные сделки, виртуальные туры и online-консультации.
Антон Мороз, член Рабочей группы Высшего совета Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Устойчивое развитие», ответственный за организацию общественного контроля реализации национального проекта «Жилье и городская среда», вице-президент НОСТРОЙ, вице-президент СПб ТПП, член Совета НОПРИЗ: Естественно, следуя указу Президента РФ и распоряжению мэра Москвы, компании девелоперов и застройщиков жилья приостановили свою деятельность и закрыли стройплощадки на время карантина.
Офисы тоже закрыты и сотрудники работают удаленно. Именно поэтому девелоперы обращались в правительство Москвы с просьбами о включении их в список предприятий, которые могут пользоваться постановлением, предоставляющим возможность не оплачивать аренду офисных помещений на период приостановки их деятельности.
Novostroy.ru: Все ли сотрудники девелоперских компаний работают на удаленке? Или есть те, чье присутствие даже в текущих условиях обязательно в офисе?
А.Д.: В нашей компании абсолютно все сотрудники переведены на удаленку и продолжат работать в таком режиме, пока ситуация не стабилизируется.
До официального запрета наши строительные объекты работали в штатном режиме. С 12 мая, по указу мэра Москвы, стройки снова возобновили работу. На объектах введен режим повышенной готовности, уменьшены интервалы уборки и дезинфекции помещений. Штабы строительства обеспечены термометрами и дезинфекторами.
А.М.: Сотрудники строительных компаний сейчас работают на удаленке — присутствие в офисе практически не требуется, поскольку в Москве достаточно хорошо развита цифровизация. И работу, начиная от бухгалтерского учёта и аудита и заканчивая правовыми и юридическими аспектами деятельности компаний, ведением продаж через систему удаленного доступа, можно производить дистанционно.
Novostroy.ru: Насколько популярны онлайн-сделки в период самоизоляции? Есть ли будущее у сервисов удаленной покупки жилья?
А.Д.: Спрос есть, и мы прогнозируем, что в будущем он будет расти по мере того, как online-инструменты будут становиться привычными. Многие девелоперские компании уже сейчас заметили преимущества цифровизации и в дальнейшем планируют активно развивать «технологическую» составляющую своего бизнеса.
А.М.: Оценить, насколько популярны онлайн-сделки по покупке жилья сейчас, сложно. Особенно, если учитывать, что эти сделки совершаются на фоне того, что государство на время карантина и поэтапного выхода из него строительной отрасли предоставило особые условия для покупки жилья (это ипотека под 6,5% для покупки объектов недвижимости от 8 млн. рублей на территории Москвы и Санкт-Петербурга и от 3 млн. рублей за их пределами), что стимулирует дополнительное внимание потенциальных покупателей к уже построенным объектам.
Сделок сейчас проведено немного, о нескольких из них крупные застройщики заявили 16 апреля на совещании Владимира Путина по вопросам развития строительной отрасли. Нельзя сказать, что количество таких сделок резко увеличилось. Да, интерес к ним есть, они совершаются, но их объем на сегодняшний день достаточно небольшой.
Будущее у сервисов удаленной формы покупки жилья есть, поскольку покупателями квартир в Москве, Санкт-Петербурге, городах-миллионниках и крупных агломерациях являются представители других субъектов России, для которых этот способ может быть вполне востребован и после окончания пандемии. Многие из них таким образом инвестируют свои денежные средства или приобретают жилье для своих подрастающих детей, планирующих поступать в ВУЗы крупных городов страны. При соблюдении определенных стандартов и при хорошем качестве работы застройщиков граждане будут обращаться к такой системе покупки жилья, упрощая для себя эту процедуру.
Novostroy.ru: Что предпочитает клиент на этапе подбора жилья: посещение объекта при соблюдении всех мер предосторожности или виртуальный тур по его будущей квартире? Почему?
А.Д.: Сейчас посещение объектов невозможно, даже с учетом соблюдения предосторожностей. Конечно, клиент, как правило, хочет самостоятельно приехать на объект ― посмотреть жилой комплекс, попасть в шоу-рум, пообщаться с менеджерами лично. При этом нужно учитывать, что покупка квартиры для большинства людей ― серьезный шаг, и решение о приобретении недвижимости, как правило, принимается в несколько этапов. Потенциальный покупатель может неоднократно консультироваться с менеджером, взвешивать все «за» и «против».
Сейчас мы консультируем в режиме онлайн и отмечаем, что потенциальные клиенты в условиях пандемии стали более «целевыми». Они готовы к покупке, очень серьезно подходят к изучению объекта, приходят с заранее подготовленными вопросами.
А.М.: Как правило, при выборе будущей квартиры покупатель сначала определяется с её ценовой категорией, местоположением и прочими предъявляемыми к жилью требованиями. Затем через девелоперские агенства, агенства недвижимости, либо самостоятельно проводя оценку рынка доступного для покупки жилья, покупатель смотрит все это через интернет.
Перед тем, как перейти к принятию решения о покупке, клиент, при наличии у застройщиков онлайн-сервисов для просмотра объекта, конечно же, совершает виртуальный тур по будущей квартире. Но, как правило, окончательное решение он все равно принимает по факту личного посещения объекта и его визуального осмотра. Онлайн-экскурсии покупателю больше необходимы, чтобы определиться с окончательным выбором тех объектов, которые будут осмотрены им лично.
Novostroy.ru: Крупные банки-партнеры девелоперских компаний решили перевести сотрудников на работу в офисе с проживанием. Какие цели преследует руководство в данном случае?
А.М.: Банковский сектор обладает определенной категорией закрытой информации, которая не может распространяться за пределами банковского учреждения. Поэтому некоторые банковские процедуры могут и должны осуществляться только при непосредственном доступе сотрудника к системе, которая должна быть локализована и находиться внутри банка. Сюда, в частности, относится работа с персональными данными. Выносить решение определенных вопросов за пределы банка небезопасно — это может привести к утечке данных. Поэтому ряд банков принял решение посадить сотрудников в офисе на вахтовый метод работы с соблюдением необходимых мер противоэпидемической безопасности для того, чтобы обеспечить работу организации в соответствии с законодательством РФ.
Novostroy.ru: Насколько постоянное нахождение в офисе будет эффективно в случае с девелоперами? Есть ли в этом необходимость? Почему?
А.М.: Девелоперы не испытывают острой необходимости в постоянном нахождении в офисе — все рабочие вопросы могут быть решены дистанционно при наличии цифровой подписи, при достаточно качественном и хорошо работающем онлайн-сервисе госуслуг правительства Москвы и т.д. Поэтому в период пандемии большинство сотрудников работают удалённо.
После окончания самоизоляции они, конечно же, должны будут вернуться в офис для того, чтобы иметь доступ к необходимым средствам и оборудованию. Но существуют и отдельные службы застройщиков, генподрядчиков и строительных компаний, деятельность которых на расстоянии осуществить весьма тяжело. Это проектные офисы, оргобеспечение, ПТО и т.д.