Вступить в СРО проектировщиков
Объявления «Готовый бизнес»

За время своей деятельности Ассоциация СРО «БОП» приобрела статус одной из самых надежных и крупнейших проектных СРО в России, в которую сегодня входит порядка 700 проектных компаний и институтов. Это свидетельствует о положительной репутации и высоком авторитете Ассоциации в профессиональной среде, о доверии к руководству, о добром имени, которое мы заслужили и которым мы дорожим.

На протяжении многих лет руководство Ассоциации представляет интересы проектировщиков в федеральных и региональных органах исполнительной и законодательной власти, в Совете НОПРИЗ, выступает с законодательными инициативами и предложениями, проводит бесплатные обучающие мероприятия для руководителей и сотрудников проектных организаций на актуальные темы.

Убежден, что совместными усилиями нам удастся создать благоприятные условия для работы проектировщиков и развития сферы архитектурно-строительного проектирования в целях реализации поставленной Президентом РФ комплексной задачи пространственного развития России.

 Вихров А.Н.

Личный кабинет для членов Ассоциации СРО «БОП»

Вход

Становится ли Петербург комфортнее? Антон Мороз выступил в качестве эксперта на страницах журнала "СТО"

Становится ли Петербург комфортнее?

Антон Мороз выступил в качестве эксперта на страницах журнала "СТО"

С этим и другими вопросами мы обратились к экспертам.

– Каковы, на ваш взгляд, первые результаты программы «Формирование комфортной городской среды»?
Антон Мороз:
– Сама по себе программа «Формирование комфортной городской среды» показала свою эффективность и её развитие в дальнейшем может серьезно изменить сам подход к требованиям комфортного проживания граждан как в Петербурге, так и в стране в целом. Очень важно, что в рамках её исполнения применена процедура общественного обсуждения необходимости проведения тех или иных работ для улучшения комфортной городской среды, что позволяет направлять ресурсы и денежные средства государства именно в те места, где улучшения или формирования городской среды требуют сами жители. Это прямой выстроенный диалог власти и общества, который подкреплён финансами и позволяет решать поднимаемые напрямую гражданами проблемы. Мы действительно видим, что появляются достаточно хорошо ухоженные участки парковых зон при комплексном освоении территорий, возникают новые правила застройки, которые уже учитывают обязательность комплексного освоения территорий с учётом требований формирования комфортной городской среды: зон занятости и отдыха населения, культурных и досуговых центров, обеспеченных социальным пакетом, инфраструктурой и т. д. Мы видим изменения в дворовой инфра­структуре, в частности, в тех местах, где администрация, муниципалитеты и сами жители проявили заинтересованность в работе с данным проектом. Ну и существует достаточно много уже реализованных кейсов, которые могут быть использованы по всей нашей стране как типовые.

Сергей Вилков:
– Если судить по 2019 году, программа неплохо себя зарекомендовала: достаточно сказать, что все запланированные в ее рамках проекты были выполнены на 100 %. Данная программа полезна не только с точки зрения видимого результата: город учится работать над благоустройством совместно с жителями, а также более целевому, а значит, разумному расходованию средств.

– Назовите наиболее успешные проекты в Петербурге.
Антон Мороз:
– В Санкт-Петербурге в рамках реализации этого проекта проводится комплексное благоустройство парков, скверов, внутриквартальных территорий, пляжей и т. д. Например, был открыт новый парк героев-пожарных на Софийской улице во Фрунзенском районе, после реконструкции открылся парк-усадьба Орловых-Денисовых в Коломягах, были благоустроены Колпинский парк, Выборгский сад, Новокрестовская набережная. Одним из примеров создания новой городской среды стал квартал, охватывающий площадь Труда, Галерную улицу и набережную Адмиралтейского канала, где были капитально отремонтировали фасады, заменены инженерные сети, установлено новое освещение.

Сергей Вилков:
– Наиболее масштабные проекты – это обустройство набережной р. Карповки, Малый Ильинский сад, скверы на ул. Туристской и Торжковской, газоны и детские площадки МО Лиговка­Ямская и МО Смольнинское и т. д.
Радует, что город начал всерьез заниматься озеленением дворов. Сегодня и муниципалитеты, и сами жители стали более требовательны не только к выбору зеленых насаждений для конкретного двора, к конечному дизайну территорий, поэтому все чаще для реализации подобных проектов приглашают ландшафтных дизайнеров и компании, которые имеют серьезный опыт в этой сфере.

– Самые «болевые» точки в городе, где сложно или невозможно реализовать программу?
Антон Мороз:
– «Болевыми» точками города и вообще любого субъекта являются объекты высокой плотности «точечной» застройки, где места для реализации проекта формирования комфортной городской среды практически отсутствуют. Т. е. сама по себе застройка не создала мест для применения данного проекта и условий, которые могли бы улучшить ситуацию с точки зрения формирования комфортной городской среды. Уплотнительная застройка является основной проблемой для реализации данного проекта, если она проводится или проводилась с нарушением заложенных в стандартах комфортного комплексного освоения территорий норм. Здесь, конечно, существует ряд серьёзных проблем, которые решить будет очень сложно.

Сергей Вилков:
– Несомненно, на первом месте здесь будут кварталы с уплотнительной застройкой, которые уже невозможно «прорядить», на втором месте – промышленные зоны, так называемый «серый пояс» Петербурга, за который сегодня мало кто хочет браться, и тем не менее, здесь шансы на комфортную жизнь есть.
– Чем, по-вашему, отличается российское видение комфортной среды для горожан от европейского?
Денис Заседателев:
– Основная сложность создания комфортной среды в России в целом – отсутствие концепции, часто при проектировании и реализации такой показатель, как красота, в принципе не рассматривается, упор делается на функциональность.
При этом комфорт среды складывается из большого количества мелочей, о которых непрофессионалу в голову не придет подумать. К счастью, сейчас много молодых дизайнеров, архитекторов, которые делают достойные вещи и предлагают достойные проекты. Из последних удачных примеров благоустройства – это реконструкция набережной реки Карповки.

Антон Мороз:
– Начнём с того, что нельзя обобщить европейское видение комфортной среды в единое целое. У каждой из стран Европы есть своё понятие комфортного проживания. Например, если мы берём близкую к Петербургу Финляндию, то это достаточно равнозаселенная страна с большим количеством используемых территорий, помимо крупных агломерационных центров, таких как Хельсинки. Такова специфика скандинавских стран и понятие комфортной среды в этих странах серьезно отличается от его понятия, например, в Велико­британии. Оно абсолютно разностороннее: с одной стороны – это застройка города с большим количеством парков, с другой – это огромные территории с равномерным расселением населения, которые обеспечены между собой четкой коммуникацией (дорожное хозяйство, сфера услуг, обеспеченность торговыми центрами и местами общего пользования, достаточно удалёнными, при этом удобными для комфортного использования населением). Ну и плюс большое количество территорий, используемых в качестве территорий обеспечения домовладениям, к которым тоже существуют уже определённые собственные требования. И совершенно другой пример будет являть собой такая Европа, как Германия, с её промышленными центрами, Великобритания с финансовыми центрами и Лондон с достаточно плотной, массивной, офисной и апартаментной застройкой.

То есть сказать, что Европа находится в единой системе развития комфортной городской среды, нельзя. У каждой страны есть свой путь, и какой ближе нам – определить достаточно сложно. С учётом специфики российской территории, её различных климатических зон, наличия крупных городов­миллионников и агломерационных центров, нам необходимо действовать абсолютно по разным направлениям.
С одной стороны, нам нужно планомерно расселять население по территории, обеспечивая тем самым безопасность страны и потребление её масштабных ресурсов, что немаловажно, максимально использовать территорию страны, которая сейчас задействована крайне мало. В первую очередь, это требует развития дорожной и социальной инфраструктуры, а также обеспечения рабочих мест для граждан на развивающихся территориях. Для этого нужны определённые программы развития, в том числе, помочь в этом деле могла бы программа формирования комфортной городской среды в поселениях на малых территориях. С другой стороны, крупные города-миллионники, несомненно, должны быть обеспечены зелёной зоной, местами досуга для комфортного проживания и отдыха граждан. Здесь, конечно, нужно использовать опыт крупных городов Германии, Великобритании, Франции, где эти задачи в определённой степени решены. Основная проблема сейчас, на наш взгляд, это серьёзное уплотнение городов-миллионников в России. И если в Москве зоны уплотнения обеспечиваются зонами комфортного проживания и досуга населения, мы знаем примеры городов-миллионников, где возникшие 60-80-тысячные застройки абсолютно не обеспечены местами культурного досуга, логистикой, транспортной инфраструктурой, доступностью детских садов, школ, поликлинического и больничного обслуживания, и такая застройка приводит к серьёзным социальным перекосам в отношении этих территорий. К сожалению, не всегда взаимодействие между несколькими субъектами было достаточно развито для того, чтобы обеспечить достойное комфортное проживание граждан на таких территориях. Подобные застройки нужно ограничивать и допускать строительство таких зон только при наличии плана комплексного освоения территорий, подкрепленного финансированием.

Сергей Вилков:
– Кардинально – ничем. Больше половины петербуржцев регулярно посещает западные страны и их видение комфорта точно такое же, а иногда и выше, чем у европейцев. Всем нужны парк или сквер вблизи места проживания, комфортная детская площадка, место для выгула собак, аккуратные дорожки, чистые газоны, гарантия безопасности и объекты социальной инфраструктуры в шаговой доступности.

– Каковы ваши прогнозы по реали­зации программы на 2020 год?
Сергей Вилков:
– Во многом это будет зависеть от нынешней ситуации с пандемией коронавируса и связанных с ней карантинных мероприятий. Благоустройство территорий не входит в список перво­очередных услуг, поэтому остается надеяться на скорейшее возвращение города к нормальной жизни и реализации программы по формированию комфортной городской среды.

Денис Заседателев:
– Основной мировой тренд в мире – в России его также поддерживают – возврат к натуральным материалам. Производители предлагают широкий выбор малых архитектурных форм и других элементов благоустройства из дерева. И непосредственными пользователями городской среды бетон и дерево сегодня воспринимаются гораздо лучше, чем раньше.
Это длительный тренд, который уже получил распространение в больших городах: в Москве, в Петербурге можно найти много таких примеров. Думаю, он не будет устаревать.
Несмотря на то, что Россия в последние годы существенно продвинулась в импортозамещении, многие МАФы, оборудование для детских площадок закупаются в основном у европейских производителей. В сложившейся экономической ситуации, придется искать альтернативы. Но это дополнительный шанс для того, чтобы научиться производить качественные и востребованные элементы для благоустройства внутри страны.
Тренд на велодорожки в целом переориентация городского полотна под нужды пешеходов, не автомобилистов – также выглядит довольно устойчивым. Возвращение города пешеходам, развитие прокатов велосипедов, самокатов, роликов, сегвеев и т. п. – это мировая тенденция, которая сейчас активно развивается в России.

https://stopress.ru/archive/html/STO_0477_IUL_2020/STANOVITSYA_LI_PETERBURG_KOMFORTNEE.html

ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ В ЖУРНАЛЕ "СТО", № 77 от 04.08.2020, стр. 24-27