На что следует обратить внимание при вступлении в СРО

За 11 лет своей деятельности Ассоциация СРО «БОП» приобрела статус одной из самых надежных и крупнейших проектных СРО в России, в которую сегодня входит порядка 700 проектных компаний и институтов. Это свидетельствует о положительной репутации и высоком авторитете Ассоциации в профессиональной среде, о доверии к руководству, о добром имени, которое мы заслужили и которым мы дорожим.

На протяжении многих лет руководство Ассоциации представляет интересы проектировщиков в федеральных и региональных органах исполнительной и законодательной власти, в Совете НОПРИЗ, выступает с законодательными инициативами и предложениями, проводит бесплатные обучающие мероприятия для руководителей и сотрудников проектных организаций на актуальные темы.

Убежден, что совместными усилиями нам удастся создать благоприятные условия для работы проектировщиков и развития сферы архитектурно-строительного проектирования в целях реализации поставленной Президентом РФ комплексной задачи пространственного развития России.

 Вихров А.Н.

Антон Мороз принял участие в конференции ТПП РФ «Актуальные вызовы института банкротства в России в условиях пандемии»

В ТПП РФ обсудили актуальные вызовы института банкротства в России в условиях пандемии

 

16 ноября 2020 года в Москве состоялась конференция ТПП РФ на тему «Актуальные вызовы института банкротства в России в условиях пандемии».

 

Модератором выступил председатель Совета Ассоциации СОАУ «Меркурий» Артур Трапицын, который в своём вступительном слове подчеркнул, что пандемия и мировой экономический кризис имеют свои последствия для экономики, количество банкротств увеличилось в разы и страдает, в основном, средний бизнес. По мнению выступающего, грядущий год также отразится на числе банкротств и впереди ждёт непростой период, в который особенно ценной становится стабильность отрасли.

 

С приветственным словом выступил вице-президент ТПП РФ Максим Фатеев. Он отметил, что принятые государством меры в виде введения моратория на банкротство отдельных категорий юридических лиц (Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 428) хоть и помогло приостановить волну банкротств, но всё же не сдержало её. В отрасли банкротства сейчас возникает много споров и именно поэтому важно обсуждать законопроекты всем экспертным сообществом.

 

С основным докладом выступил заместитель Министра экономического развития РФ Илья Торосов, который представил статистику по вводимым мораториям в отношении организаций, пострадавших в отраслях от COVID-19. Так, к настоящему времени мораторий «защитил» более 500 тысяч организаций и 1,6 миллионов ИП. В октябре мораторий на банкротство продлили ещё на три месяца – до 7 января 2021 года. Кроме того, замминистра перечислил меры экономической поддержки, которые оказываются предпринимателям, а также рассказал о новом специально созданном механизме судебной рассрочки исполнения обязательств.

 

Директор по развитию проектов ЗАО «Интерфакс», руководитель проекта «Федресурс» Алексей Юхнин в своей презентации представил динамику числа решений о банкротстве для граждан и ИП, и компаний. Так, в мораторных списках на сегодняшний момент находится 1,61 млн ИП и 0,52 млн компаний. Ещё около 800 компаний от моратория отказались. При этом доля реабилитаций из года в год снижается и сегодня составляет 1,7%. Выступающий подчеркнул, что большое количество производств прекращается именно по реабилитационным основаниям.

 

Вице-президент СПб ТПП, вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз рассказал о ситуации с банкротством в строительной отрасли. Он отметил, что несмотря на всю работу, которую проводил Ситуационный центр НОСТРОЙ и профессиональное строительное сообщество в течение весны этого года, от включения строительной отрасли в перечень пострадавших отраслей экономики Правительство отказалось.

 

«В бОльшей степени это было связано с тем, что строителям разрешили работать, в то время как практически все отрасли «ушли на карантин». В отдельных регионах были приостановки на короткий период (2-3 недели), но в целом по стране строительные работы продолжались. Это позволило сохранить темпы строительства как в рамках государственного заказа, так и по коммерческим проектам. Особое значение это имело для рынка жилищного строительства и рынка производителей строительных материалов. Следовательно, строительную отрасль удалось уберечь от массовых банкротств и увольнений сотрудников. Сегодня в строительстве работают около 100 тысяч строительных организаций, в том числе 3 360 компаний-застройщиков. В федеральный список системообразующих организаций вошли лишь 54 застройщика. Таким образом, мораторий на банкротство, введенный весной в рамках антикризисных мер, строителей не касался», - объяснил Мороз.

 

Среди принятых мер предупреждения банкротства подрядных организаций была предусмотрена возможность изменения цены и сроков исполнения государственных контрактов и установлена обязанность для госзаказчиков устанавливать выплату авансовых платежей в размере, не превышающем 50% суммы контракта.

 

«Несмотря на то, что это очень нужные и правильные решения для строительного рынка, к сожалению, среди заказчиков они не были востребованы, По данным исследования Центра стратегических разработок только 8% строительных организаций смогли воспользоваться возможностью изменения сроков, цены контрактов и размера авансов по ним. Такая ситуация связана с длительными сроками процедур внесения измерений в условия контракта, в бюджетный процесс, а также отсутствием регламентирующих и методических документов по реализации указанных нормативных правовых актов. В результате региональные и муниципальные заказчики, опасаясь предъявления претензий со стороны контролирующих органов, зачастую отказываются реализовывать данные меры поддержки строительной отрасли, которые крайне необходимы для адаптации организаций строительного комплекса к сложным экономическим условиям и сохранению трудовых коллективов», - констатировал Мороз.

 

В связи с этим вице-президент НОСТРОЙ озвучил ряд мероприятий, за которые сегодня выступает нацобъединение и которые послужат расширению применения данной меры поддержки в рынке.

Во-первых, необходима разработка методических документов по реализации положений № 98-ФЗ, предусматривающих возможность изменения срока исполнения государственного контракта и цены контракта. Здесь спикер подчеркнул, что важно установить в законодательстве о контрактной системе не только верхний порог размера аванса по госконтракту, но и нижний, так как формулировка в акте Правительства сегодня «не более 50% от суммы контракта», заказчики «обходят» эту обязанность, продолжая выплачивать минимальные авансы. Нужно обязать заказчика выплачивать аванс в размере не менее 20% от цены контракта на осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства. При этом выплаченный аванс должен приниматься в зачет оплаты выполненных работ по такому контракту только на последнем этапе выполнения контракта. Обязательный срок приемки и оплаты выполненных работ по госконтрактам предлагается установить не более 10 дней. Помимо этого, нужно также распространить возможность увеличения цены контракта и сроков их исполнения, предусмотренных 98-ФЗ на строительные контракты, заключенные в соответствии с 223-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615.

 

«Одной из важнейших мер по поддержки организаций строительного комплекса и мерой предупреждения банкротства подрядчиков стало использование средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций на предоставление займов членам СРО. По состоянию на 12 ноября 2020 года 28 СРО из 27 регионов РФ приняли решение о выдаче 94 займов своим членам на сумму почти 2,2 млрд. рублей. Благодаря этой антикризисной мере, уже удалось «спасти» исполнение контрактов общей стоимостью более 31 млрд рублей. Но, к сожалению, её действие носит временный характер – до 1 января 2021 года. По мнению НОСТРОЙ, продление программы до конца 2021 года позволит использовать весь её потенциал и оказать реальную своевременную поддержку подрядным организациям в строительстве», - отдельно подчеркнул докладчик.

 

Переходя к застройщикам, Антон Мороз констатировал, что по данным исследования РАСК, пандемия и её последствия практически не оказали негативного влияния на них. Причина тому как раз принятые антикризисные меры – застройщикам разрешили работать, дали отсрочку по уплате ряда налоговых и обязательных платежей, а также по объектам, срок завершения которых был определен 2020-м годом, разрешили при наличии необходимости перенести срок ввода в эксплуатацию на 2021 год и ввели мораторий на применение штрафных санкций со стороны дольщиков в отношении таких объектов.

Согласно статистике, за первое полугодие текущего года в стране разорились 73 застройщика, которые совокупно возводят 1,2 млн кв. м недвижимости. Это почти на 20% меньше в количественном и 60% по общему объему строительства, чем за первое полугодие прошлого года, когда обанкротилось 90 девелоперов с общим портфелем 2 млн кв. м. - такое сокращение объясняется переносом банкротных процедур из-за пандемии. За июль—август обанкротились еще 25 застройщиков, которые возводят 247 тыс. кв. м жилья.

 

«По прогнозу РАСК, в 2020 году с точки зрения количественных банкротств показатель будет на уровне 180–200 застройщиков с общим портфелем около 4 млн кв. м. Это примерно соответствует данным прошлого года, когда обанкротились 184 застройщика с общим портфелем 4,5 млн кв. м. Цифра не является критичной для отрасли и в целом повторяет статистику прошлого года. В зоне риска сегодня находятся небольшие региональные застройщики, которые возводят 10-20 тыс. кв. м. в год. Именно на таких девелоперов в первом полугодии 2020 года приходилось каждое второе банкротство. В части поддержки таких компаний и низкомаржинальных проектов Правительство сегодня разрабатывает механизм субсидирования ставок по кредитам застройщикам в рамках проектного финансирования. Предполагается, что на эту цель будет выделено из бюджета 1 млрд. рублей»

 

Затрагивая тему развития законодательства о банкротстве застройщиков, Антон Мороз сообщил, что основной пакет изменений был внесен в 214-ФЗ и в 127-ФЗ в 2019 году. Новые положения законодательства направлены на сокращение процедуры банкротства и скорейшую передачу объекта новому застройщику, на защиту прав дольщиков не только в отношении квартир, но и иных объектов недвижимости, приобретаемых по ДДУ.

Так, в рамках Единой информационной системы жилищного строительства (ЕИС ЖС) создан реестр проблемных объектов.

Была упрощена процедура банкротства застройщиков – в результате поправок теперь Фонд защиты прав участников долевого строительства наделен полномочиями по назначению арбитражных управляющих – эта мера оказала большое влияние на упрощение и сокращение сроков процедуры банкротства.

В рамках 127-ФЗ был расширен перечень объектов, в случае срыва сроков строительства которых положена компенсация, а также были включены в список нежилые помещения площадью до 7 кв.м. и машино-места. Изменился и порядок определения размера выплаты. Если ранее он рассчитывался исходя из стоимости объекта недвижимости на момент заключения договора долевого участия, то сейчас устанавливается исходя из рыночной стоимости аналогичных по параметрам объектов на момент выплаты возмещения.

Кроме того, регионы получили возможность создавать специальные фонды, уполномоченные курировать вопросы достройки проблемных объектов. Их деятельность финансируется за счет средств федерального и региональных бюджетов. Также они в праве самостоятельно привлекать дополнительные средства. Наделяя органы широкими полномочиями, законодатели установили строгий контроль за их финансовой деятельностью — введено банковское сопровождение и предусмотрены ограничения по операциям. Мера ограничила возможность коррупционных схем и нецелевого расходования средств.

 

«Проблема долгостроя в разных регионах сегодня решается по-разному. В основном местная администрация привлекает к сотрудничеству успешных застройщиков. Девелоперы вкладывают собственные средства в достройку проблемных объектов взамен на какие-либо преференции в виде земельного участка или возможности продавать объем квартир в достраиваемом объекте. Региональных бюджетов, как правило, недостаточно, без поддержки федеральной власти решить проблему вряд ли получится. Только Москва в состоянии финансировать проблемные стройки в полном объеме за счет средств городского бюджета. Изменения в законе ускорили решение вопроса обманутых дольщиков, усовершенствовали существующую схему и регламентировали процесс достройки, на законодательном уровне закрепив права и обязанности участников. На сегодняшний день процедура банкротства застройщика в среднем сокращена с 3 лет до 6-9 месяцев.

Минстрой России и ДОМ.РФ в режиме реального времени проводит мониторинг правоприменительной практики положений о банкротстве застройщиков, выявляет коллизии и правовые пробелы в 214-ФЗ и 127-ФЗ. Так, этим летом был принят 202-ФЗ, который содержит пакет изменений в том числе и закона о банкротстве, послуживших совершенствованию и доработке процедур.

Самое важное, закон о банкротстве был дополнен новыми положениями о передаче земельного участка и всех объектов незавершенного строительства, размещенных на нем, Фонду защиты прав дольщиков в случае, если принято решение не о достройке, а о выплате компенсаций дольщикам», - заключил Мороз.

 

После своего выступления он также ответил на большое количество вопросов, поступивших от президиума мероприятия, которые касались работы арбитражных управляющих, процедуры банкротства и изменений в законодательстве.

 

Вице-президент Правового блока ВЭБ РФ Владимир Назаренко обратил внимание на то, что для совершенствования законодательства необходимо включить сформировавшуюся практику. Кроме того, нужно переходить к голландской процедуре продажи имущества, чаще используя такой инструмент, как замещение активов, когда попавшие в трудное положение компании должны как можно быстрее сменить собственника и менеджмент.

 

Управляющий директор, начальник управления принудительного взыскания и банкротства департамента по работе с проблемными активами ПАО Сбербанк Евгений Акимов напомнил, что одна из целей законопроекта - ускорение процедуры банкротства и возвращение компаний к нормальному режиму работы.

Поэтому перейти к англо-голландской системе аукционов и торгам на повышение - очень хорошее решение, которое значительно сократит сроки торгов, примерно на шесть месяцев.

 

Исполнительный директор Клуба инвесторов Москвы Денис Новиков продолжил затронутую Антоном Морозом тему и отразил состояние строительной отрасли, которая сейчас находится под влиянием двух факторов: пандемии и перехода на проектное финансирование. О последнем он рассказал более подробно, представив презентацию с текущими результатами перехода на проектное финансирование, который, по заключению докладчика, весьма успешен. Более того – повысилось доверие граждан к этому инструменту. Но имеется и ряд противоречивых результатов - с одной стороны ставки для застройщиков по этому виду финансирования существенно ниже, а с другой - не все проекты имеют потенциал для реализации и удовлетворяют требованиям банков. Говоря о банкротствах застройщиков, Денис Новиков подтвердил, что в целом критичного роста не произошло, а все существующие банкротства, в основном, связаны с пандемией.

 

Председатель Совета НСПАУ, Общественный Омбудсмен при Уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей по вопросам несостоятельности (банкротстве), президент Ассоциации «Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих» Наталья Коцюба рассказала о реформе законодательства о банкротстве. По её мнению, многие новеллы закона только ухудшают ситуацию. Очень важно начать реструктуризацию долгов, как альтернативу существующим процедурам. Кроме того, она озвучила необоснованные барьеры для восстановления платёжеспособности и риски в проведении процедуры. Отдельно выступающая акцентировала внимание на том, что случайный выбор арбитражных управляющих чужими долгами повлечёт снижение профессионального уровня проведения процедур банкротства. Поэтому надо сохранить право кредитора на выбор кандидатуры арбитражного управляющего и на предъявление к нему дополнительных требований. Суд при этом не должен оценивать компетентность управляющих.

 

Директор Российского Союза Саморегулируемых Организаций Арбитражных Управляющих Кирилл Ноготков поведал о проблемах арбитражных управляющих, указав на значительное увеличение сроков процедур банкротств и их скачкообразный рост, а также на влияние таких экономических факторов, как увеличение спроса на автотранспорт и рост спроса на недостроенные объекты недвижимости. Отдельно он отметил положительную динамику по возможности проведения удалённых судебных заседаний посредством ВКС. Ноготков заверил, что этот тренд активно используется судами и становится удобным. Кроме того, хорошо себя зарекомендовал механизм заочных заседаний кредиторов. Всё это положительно влияет на уменьшение себестоимости процедуры банкротства, над которым нужно продолжать работать и дальше.

 

По мнению Председателя Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимира Гамзы институт банкротства необходимо перезапускать - сделать так, чтобы у бизнеса было право на ошибку.

«Реально процедуры оздоровления предприятий в предбанкротном состоянии сегодня практически не осуществляется. Вариант законопроекта, по большому счету, смягчает ситуацию по проведению процедуры банкротства. Но нужно все-таки ввести самостоятельный институт санации на предбанкротной стадии, предоставив шанс сохранить бизнес, предприятия, рабочие места».

 

Доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Татьяна Шишмарева рассказала об особенностях приостановления обязанности на подачу заявления должником и моратория на подачу заявления кредиторами.

 

Заведующая Кафедрой финансового менеджмента, Профессор, доктор экономических наук Московского государственного университета им. В.М. Ломоносова Алла Бобылева представила краткосрочные и долгосрочные аспекты развития института банкротства, рассказав об опыте западных коллег. Говоря о результатах реализации моратория в России, она отметила, что в определённой степени мораторий хоть и действует - реализуется защита должников, но число убыточных и несостоятельных предприятий растет - убыточно каждое третье. Это говорит о том, что внешние условия для бизнеса неблагоприятны, что неминуемо будет продолжать приводить к банкротствам. По мнению спикера, одной реструктуризации долгов здесь мало, должен быть план реорганизации бизнеса.

Подводя итоги, Бобылева констатировала, что изменения назрели, но их реализация до конца не продумана. В связи с этим она предложила отложить принятие закона и привлечь к его доработке более широкий круг профессионалов.

 

Профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Ольга Львова поведала о частых изменениях в законодательстве. Так, закон о банкротстве 127-ФЗ обновляется в среднем 6 раз в год - 107 редакций с 2002 года. Число статей растет в среднем на 16 в год. Она подчеркнула, что эти изменения носят не системный, а мозаичный характер, не направлены на активизацию антикризисного потенциала банкротства, усиливают ответственность должника и арбитражного управляющего, развивают банкротство отдельных категорий должников, но при всем этом способствуют росту информационной прозрачности процессов банкротства.

 

В завершение заместитель Председателя Правления АНО «Международный бизнес-форум недвижимости» Михаил Грин рассказал о роли в объединении арбитражных управляющих, их обучении и развитии, а также перечислил основные поводы для возбуждения административного дела в отношении АУ.



Антон Мороз принял участие в конференции ТПП РФ «Актуальные вызовы института банкротства в России в условиях пандемии»Антон Мороз принял участие в конференции ТПП РФ «Актуальные вызовы института банкротства в России в условиях пандемии»