Балтийские СРО:
За время своей деятельности Ассоциация СРО «БОП» приобрела статус одной из самых надежных и крупнейших проектных СРО в России, в которую сегодня входит порядка 700 проектных компаний и институтов. Это свидетельствует о положительной репутации и высоком авторитете Ассоциации в профессиональной среде, о доверии к руководству, о добром имени, которое мы заслужили и которым мы дорожим.
На протяжении многих лет руководство Ассоциации представляет интересы проектировщиков в федеральных и региональных органах исполнительной и законодательной власти, в Совете НОПРИЗ, выступает с законодательными инициативами и предложениями, проводит бесплатные обучающие мероприятия для руководителей и сотрудников проектных организаций на актуальные темы.
Убежден, что совместными усилиями нам удастся создать благоприятные условия для работы проектировщиков и развития сферы архитектурно-строительного проектирования в целях реализации поставленной Президентом РФ комплексной задачи пространственного развития России.
Вихров А.Н.
Личный кабинет для членов Ассоциации СРО «БОП»
Вход28 сентября 2021 года в стенах Севастопольского государственного университета прошло совещание на тему: «Вопросы обеспечения качественного исполнения государственных и муниципальных контрактов через механизмы рейтингования строительных организаций и независимой оценки квалификации специалистов». Модератором выступил советник президента НОСТРОЙ Даниил Кирилкин.
В состав президиума вошли вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз, Координатор НОСТРОЙ по СФО, руководитель Научно-консультативной комиссии НОСТРОЙ Максим Федорченко, ректор СевГУ Владимир Нечаев.
С приветствием от университета выступил Владимир Нечаев. Приветственные слова президента НОСТРОЙ Антона Глушкова в адрес участников передал Антон Мороз. В своём ответном слове он поблагодарил Севастополь и Университет за гостеприимство. От Департамента капитального строительства Правительства Севастополя выступил заместитель главы ведомства Игорь Ахметов.
О роли независимой оценки квалификации специалистов в обеспечении исполнения государственных муниципальных контрактов рассказала заместитель исполнительного директора НОСТРОЙ Наталья Желанова. Она подчеркнула, что важнейшим вопросом в сфере строительства является повышение качества и безопасности проведения строительных работ. Препятствует этому недостаточная квалификация подрядных организаций и их трудовых ресурсов, которые становятся исполнителями госзаказа. Например, согласно представленной Желановой статистике неисполнения или ненадлежащего исполнения госконтрактов, за 2019-2020 годы не исполнено 15% контрактов - это составляет почти 509 млрд руб в 2019 году и более 313 млрд руб в 2020 году.
Из-за недостаточной квалификации подрядчики не только срывают исполнение государственных контрактов, но еще и вынуждены нести ответственность по таким контрактам, подметила она.
Поэтому сейчас НОСТРОЙ совместно с Минстроем России прорабатывают создание Единой информационной платформы НОСТРОЙ, которая будет включать в себя:
- цифровой профиль подрядной организации с указанием выполненных объектов и портфолио проектов, специализации работ, принятых на себя обязательств, реестра заключенных договоров, количества квалифицированных специалистов;
- специализированный кадровый ресурс специалистов с информацией об их опыте и образовании, наличии подтвержденной квалификации.
Именно эта платформа, считают в Ассоциации, станет основой рейтингования компаний, так как в ней будет содержаться более 60% необходимой для этого информации.
Продолжил ее доклад Антон Мороз, который презентовал собравшимся рейтинг деловой репутации строительных организаций, отметив, что апробирована система будет в Республике Татарстан и уже после этот успешный опыт будет распространён на другие российские регионы. Реализация пилотного проекта, по его словам, позволит на практике доказать ФОИВ о результативности и необходимости внедрения новых подходов в госзаказе.
Далее вице-президент НОСТРОЙ подробно объяснил структуру Методологии оценки нестоимостных критериев отбора строительных организаций, куда входят:
1. Стоимостные критерии (финансовая устойчивость), которые позволят оценить финансово-экономическое положение члена СРО - например, обеспеченность ресурсами и имуществом или уровень его ответственности;
2. Нестоимостные критерии (деловая репутация), позволяющие оценить эффективность управленческих решений члена СРО - например, количество лет с момента заключения первого договора строительного подряда членом СРО, или наличие фактов применения дисциплинарных мер к члену СРО;
3. Квалификационные критерии (кадровый состав члена СРО) - количество ГИП, ГАП-членов НРС (7 уровень) в штате члена СРО и их средний стаж.
Полная же версия методологии предусматривает 15 групп критериев из 46 показателей, уточнил он. Антон Мороз также добавил, что данной методологией НОСТРОЙ очень заинтересовалось Агентство стратегических инициатив (АСИ), которое занимается преобразованием городов и сел и активно внедряет передовые технологии.
Продолжая, Мороз резюмировал, что получившая наибольший рейтинг добросовестная подрядная организация сможет получить ряд преференций: например, будет освобождена от плановых проверок, сможет воспользоваться условиями льготного страхования рисков гражданской ответственности, рисков неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договорам строительного подряда, а также получит право воспользоваться условиями льготного кредитования. Такие возможности будут устанавливаться для подрядных организаций с рейтингом высокого уровня надежности (группы А) на срок 3 года, и для компаний с рейтингом средней надежной (группы В) на срок 1 год.
При этом Антон Мороз подчеркнул, что система госзаказа с внедрением рейтинга концептуально не изменяется. Из отличного от действующей системы он отметил, что на этапе формирования аукционной или конкурсной документации, заказчик устанавливает среди условий отбора подрядчика минимальный показатель рейтинга, а также при необходимости показатели фильтра, которые необходимы для получения наилучшего результата и учитывают особенности конкретного объекта. Если процедура в форме аукциона, то показатель рейтинга выступает как обязательный критерий отбора подрядчиков (аналогично, как в действующей системе критерий опыта работ), а заявки располагаются в порядке от наименьшей цены к наибольшей. В случае, если процедура в форме конкурса, то показатель рейтинга является определяющим фактором выбора подрядчика, поскольку удельный вес нестоимостных критериев должен быть больше удельного веса цены, объяснил докладчик. Использование рейтинга деловой репутации также возможно для предквалификационного отбора подрядчиков по ПП615 и 223-ФЗ.
Для внедрения такой методики достаточно внести изменения в ПП№99 в части установления минимального рейтинга в зависимости от вида объекта и его стоимости и в ПП№1085, установив удельный вес стоимостных критериев – не более 40%, а стоимостных – не менее 60%, добавил он.
В завершение Антон Мороз сообщил, что в настоящее время НОСТРОЙ подготовил проекты полной и сокращенной версий методологии, разработал пилот программы, а также провёл практическую апробацию, которая показала реальную эффективность использования механизма.
«Так, были проанализированы участники конкурентной процедуры по расторгнутым контрактам в рамках 44-ФЗ. В результате расчета показателей по сокращенной методологии можно сделать объективный вывод, что участник, заявивший самую низкую цену, является наименее квалифицированным и надежным исполнителем, чем компания, занявшая третье место только потому, что не стала существенно снижать цену», - констатировал он.
Кроме того, нацобъединением подготовлены проекты нормативных правовых актов в части внедрения механизма в систему закупок в сфере строительства. Мороз также обратил внимание на то, что данная работа ведется по поручению Министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина и, помимо прочего, развитие механизма рейтинга деловой репутации поддерживают Минфин и ФАС России.
Игорь Ахметов рассказал о работе Департамента капитального строительства Правительства Севастополя по внесению изменений в 44-ФЗ и ПП РФ №225. Он также сообщил, что Департамент ведёт свой реестр рейтингования подрядчиков, отдавая приоритеты местным строительным компаниям и даже рассматривая МСП. Кроме того, отметил он, Севастополь пошёл по пути выбора поставщика - не требует банковских гарантий, осуществляя казначейское сопровождение.
После состоялась живая дискуссия по представленным докладам, в ходе которой на вопросы участников ответили представители НОСТРОЙ. Так, Наталья Желанова дала подробные ответы на вопросы о независимой оценке квалификации, уточнив, что с сентября 2022 она будет обязательной для всех, кто захочет включиться в НРС, и сейчас в стране действует уже 61 Центр оценки квалификации (ЦОК). В дополнение к своему докладу она сообщила, что в специализированном кадровом ресурсе будет так же отдельный блок по мигрантам, касающийся того, чтобы все они проходили оценку квалификации по российским стандартам. В свою очередь Антон Мороз добавил, что оценка квалификации будет стимулировать людей к переподготовке, а также поможет развиваться одаренным студентам, которые действительно обладают знаниями и навыками.
Далее Максим Федорченко осветил развитие Национального реестра специалистов в области строительства для повышения информационной открытости и ответственности подрядных организаций. Он подчеркнул два важных момента: во-первых, при формировании НРС нужно оценивать квалификацию каждого специалиста по его специальности; во-вторах, в НРС должны входить специализации всех уровней - начиная от мастеров и прорабов. Кроме того, считает спикер, нужно усиливать роль НОСТРОЙ как структуры, которая обеспечит прозрачность и информационную открытость этих процессов.
Советник директора ФАУ «РосКапСтрой» Ирина Кузьма осветила работу госзаказчика в цифровой системе контроля исполнения контрактов, рассказав о созданной ведомством в 2019 году программе мониторинга и реализации объектов незавершённого строительства, которая на данный момент содержит 4200 таких объектов, только 979 из которых находятся в Республике Крым. Отдельно она отметила необходимость развитии программы «Технический заказчик и строительный контроль на объектах культурного наследия» в Севастополе.
О совершенствовании законодательства в строительной сфере поведал заместитель председателя Экспертного совета НОСТРОЙ, доцент кафедры экологического и земельного права юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Леонид Бандорин. В своём выступлении он затронул вопросы сокращения сроков нецелевого использования земельных участков для цели их изъятия, необходимость пересмотра механизмов закона о «гаражной амнистии» исходя из интересов приморских городов, а также осветил проблематику принятых законов о КРТ и о приаэродромных территориях.
С заключительным словом выступил Антон Мороз, который поблагодарил участников за дискуссию и отметил, что на территории Крыма и Севастополя всегда одни из самых лучших мероприятий с точки зрения смысловой нагрузки.
«Цифровая платформа, независимая оценка квалификации и рейтингование - все это должно как-то упорядочить нам работу с 44-ФЗ и с контрактной системой, поскольку государством и субъектами на строительство сейчас выделяются огромные деньги. Кроме того, сегодня мы говорили о заказчиках и подрядчиках, но упустили субподрядчиков. А это тоже очень важно. Например, когда мы обсуждали рейтингование в Татарстане, там отметили, что это действительно та история, которая может открыть информацию о так называемых контрактах «второй руки». В этой ситуации мы сможем каким-то образом видеть и эти компании, которые следующими придут на основные закупки. Поэтому с ними нужно работать и возможность, которую сможем им предоставить после введения рейтингования, тоже имеет предельно огромное значение. Ну и хочу напомнить, что президент РФ на ПМЭФ сказал, что доля субъектов малого предпринимательства должна составлять более 25% в закупках, в том числе в области строительства. Понятно, что для МСП это достаточно серьёзная цифра, особенно с учётом тех денежных средств, которые выделяются на закупки. Для малого бизнеса здесь тоже появляется какая-то вариативность показать себя, а нам нужно не защищаться от таких компаний, а понять, что они могут, дать им возможность участвовать в этих конкурсных процедурах, надлежаще исполнять контракты и тем самым расти. При этом надо понимать, что открытость рождает не только налоги, но и возможность модернизации как кадрового состава, так и технической оснащённости предприятия», - подытожил он.