Как отмечается в акте экспертизы, обнародованном на сайте
КГИОП, ранее реставрация велась по проекту 2012 года. Работы по нему шли с 2013 по 2016 год. В частности, тогда было выполнено укрепление фундаментов с устройством новых свай, фасады по большей части очистили от штукатурки, внутри частично заменили перекрытия, над зданием установили временную кровлю. На объекте, напомним, сменилось несколько подрядчиков: "Стройфасад", "Балтстрой" и "Меандр". Контракты были расторгнуты, а итоговая работа послужила поводом для одной из первых проверок Следственного комитета под руководством Александра Бастрыкина "по факту реставрации ряда исторических объектов в Петербурге", поскольку "ранее представители общественности и жители города утверждали, что фирма, выполнявшая реставрацию Петербургской консерватории, некачественно выполнила работы и нарушила сроки их проведения".
В 2017–м работы были полностью приостановлены, при этом леса не разбирались. В нынешней экспертизе отмечается, что чертежи демонтажа лепнины отсутствуют, "после расчисток лепной декор на фасаде находился без защитного покрытия 6 лет". Часть фасада покрыта только первым слоем штукатурки (внабрызг), "в таком виде штукатурка простояла 5 лет". В результате выполненного год назад обследования резонансным методом "обнаружено до 45–50% “бухтящих” зон".
В ходе обследований 2020–2022 годов обнаружились трещины кирпичной кладки и сводов (которые, впрочем, после устройства металлических балок несут только собственный вес и потолок на них уже не держится). В прошлом году на объекте проводились работы по консервации, в том числе первоочередные и противоаварийные работы по живописи. Сейчас в здании продолжаются работы по ремонту и реставрации фасадов, архитектурно–художественного декора, по реставрации кирпичной кладки и ремонту кровли.
Новым проектом предусмотрено дополнительное усиление конструкций стен, фундаментов и перекрытий, установка лифтов, перепланировка помещений, реставрация штукатурной отделки стен и сводов, реставрация кирпичной кладки и лепного декора. Также реставрационными решениями предусматривается восстановление интерьеров церкви (в её помещении хотят разместить кафедру древнерусского певчества), плафона в Малом зале Глазунова и полов (метлахской плитки и керамической плитки терраццо, устройство паркета). В проект включены фасадные работы и работы по вычинке кирпичной кладки.
Во дворе собираются провести демонтажные работы по разборке первого этажа, на крыше которого планировался атриум ("демонтаж металлических колонн, ферм, прогонов, балок, лестницы, демонтаж железобетонной плиты перекрытия по контуру").
"Проектом переосмысляется решение проекта 2012 года о перекрытии дворов светопрозрачными конструкциями… Предполагается разобрать поздние бетонные и металлические конструкции", — говорится на этот счёт в акте экспертизы. Некоторые конструкции были смонтированы выше второго этажа. Демонтаж их позволит раскрыть оконные проёмы и, следовательно, восстановить исторический облик дворовых фасадов. Светопрозрачные конструкции перекрытий дворов теперь спроектированы таким образом, чтобы они не поднимались выше крыши основного здания и не были видны с улицы.
Новый проект был разработан в нынешнем году АО "Политехстрой" (эта же компания выступает и новым генеральным подрядчиком) при участии ещё нескольких организаций, среди которых ООО "Архитектурная мастерская Апостола". "Задача стояла завершить то, что было начато", — рассказал "ДП" один из соавторов проекта руководитель "Архитектурной мастерской Апостола" Филипп Апостол. По его словам, много работы остаётся и внутри, и снаружи. "Проект очень сложный, и мы сейчас бросили все силы, чтобы в скорейшее время его максимально быстро реализовать", — отметил зодчий. Он добавил, что сейчас проектировщики ожидают заключения КГИОП.
В апреле нынешнего года гендиректор ПАО "Единый заказчик в сфере строительства" Карен Оганесян заявил, что ввод объекта в эксплуатацию планируется на 2024 год. Хотя часть лесов, как ранее сообщалось, снимут в этом году. Общая стоимость реконструкции ранее оценивалась более чем в 15 млрд рублей.
В 2020 году консультировать проектировщиков и подрядчиков вызывался худрук расположенной по соседству Мариинки Валерий Гергиев. Как сообщал "ДП", во время пресс–тура маэстро под возгласы организаторов: "Это ещё кто такой?" — буквально прорвался на стройплощадку к губернатору и профильному вице–премьеру, хотя его туда, очевидно, не приглашали. В акте экспертизы, впрочем, не удалось найти упоминаний о роли музыканта в проектировании.
"Моя оценка того, что произошло в Консерватории, — это полное безобразие. Если говорить о том, сколько сменилось руководящих людей и подрядчиков на этом объекте, это вопиюще просто", — прокомментировал "ДП" руководитель ООО "НИиПИ Спецреставрация" Игорь Пасечник. По его мнению, это свидетельство отсутствия профессионализма у многих из тех, кто брался за эти работы. Примерно то же самое, по его мнению, произошло и с Биржей, просто о ней меньше говорят, поскольку реставрация там идёт не так долго.
"Заходят подрядчики, которые не понимают совершенно сложности объекта, потом выясняется, естественно, что им не справиться с той задачей, которая перед ними поставлена", — говорит Пасечник. В итоге подрядчики уходят, объект остаётся брошенным, а работа — недоделанной. Впрочем, по его мнению, "подрядчик, который сейчас пришёл на объект, имеет достаточно мощности, сил и компетенции, чтобы его закончить".
Петербургская консерватория — памятник архитектуры федерального значения. Здание её в формах эклектики образовалось в 1891–1896 годах путём перестройки петербургского Большого театра. Проект той перестройки составил архитектор Владимир Николя. В 1912 году здание было вновь реконструировано с изменением фасадов архитектором Трауготом Бардтом.