Вступить в СРО проектировщиков
Объявления «Готовый бизнес»

За время своей деятельности Ассоциация СРО «БОП» приобрела статус одной из самых надежных и крупнейших проектных СРО в России, в которую сегодня входит порядка 700 проектных компаний и институтов. Это свидетельствует о положительной репутации и высоком авторитете Ассоциации в профессиональной среде, о доверии к руководству, о добром имени, которое мы заслужили и которым мы дорожим.

На протяжении многих лет руководство Ассоциации представляет интересы проектировщиков в федеральных и региональных органах исполнительной и законодательной власти, в Совете НОПРИЗ, выступает с законодательными инициативами и предложениями, проводит бесплатные обучающие мероприятия для руководителей и сотрудников проектных организаций на актуальные темы.

Убежден, что совместными усилиями нам удастся создать благоприятные условия для работы проектировщиков и развития сферы архитектурно-строительного проектирования в целях реализации поставленной Президентом РФ комплексной задачи пространственного развития России.

 Вихров А.Н.

Личный кабинет для членов Ассоциации СРО «БОП»

Вход

 

Когда кадры решают все

 

Говорить о дефиците профессионалов можно бесконечно. Тем временем этот вопрос нужно и можно решать. Как это сделать - рассказывают строители, так или иначе связанные с Вооруженными силами РФ:

Илья Ткачев - ректор АНОО «Институт современного строительства»;

Александр Вихров - первый проректор СПбГАСУ, президент СРО НП «БОП»;

Николай Лудченко - начальник ВИТИ,генерал-лейтенант запаса;

Юрий Трофимов - руководитель Территориального управления СРО НП «БСК» Псковской области, полковник запаса;

Александр Халимовский - вице-президент НОП, президент НП СРО «Альянс строителей»;

Игорь Дворкин - директор ЗАО «ГТ-Морстрой».

 

Без спроса

 

Нередко мы слышим о дефиците кадров в строительной отрасли. Насколько остро стоит этот вопрос?

Вихров. Да, это серьезная комплексная проблема, возникшая как результат различных негативных тенденций. Это и падение престижа инженерно-строительных специальностей среди молодежи, и демографическая ситуация в России в целом и в Петербурге в частности, и некоторая утрата традиций преемственности в подготовке строительных кадров, когда более опытные строители опекали молодежь, помогая набраться опыта, открывая секреты профессии. Сейчас это зачастую не нужно ни самим молодым специалистам, ни компаниям, которым сиюминутный результат заслоняет перспективу.

Ткачев. Дефицит кадров в строительной отрасли обусловлен рядом причин: падением спроса и снижением качества специального профессионального образования в 1990-2000 гг., также практически отсутствием сотрудничества учебных заведений и строительных организаций, направленного на развитие именно тех профессий, в которых сегодня нуждается строительный рынок. Система образования на тот момент не могла отвечать реальным потребностям бизнеса. Кроме того, дефицит кадров обусловлен еще и низким уровнем престижности профессии, несоответствием финансовых ожиданий потенциальных сотрудников и возможностей компаний.

Лудченко. Я бы сказал, что речь скорее идет о дефиците кадров для строительства уникальных сооружений и реконструкции особо сложных объектов. Особо остро уже в ближайшее время станет проблема дефицита квалифицированных кадров энергоаудиторов для саморегулируемых организации, имеющих личный практический опыт в области эксплуатации сложных энергетических устройств.

Если в нашей стране не будет уделено самое серьезное внимание вопросу подбора кадров СРО, то идея создания подобных организаций для проведения энергоаудита уже в самое ближайшее время себя сильно дискредитирует.

Трофимов. Есть и еще одна проблема - основная масса работодателей при определении требований к соискателям вакансий отсекает три значительные по численности категории, в том числе: выпускников учебных заведений, молодых специалистов со стажем работы до 3-5 лет и работников предпенсионного возраста от 50 и старше. Ни одна из этих категорий сегодня не устроит работодателя, ориентированного на краткосрочный рост и развитие кадрового потенциала. Никто не хочет вкладывать средства в «огранку» молодого специалиста, брать на себя определенные риски, восстанавливать институт наставничества и материально стимулировать сотрудников, передающих свой богатый практический опыт молодежи.

Халимовский. Одна из причин нехватки кадров - отсутствие налаженных контактов между учебными заведениями и строительными организациями.

Совсем плачевно обстоит дело с подготовкой рабочих кадров. В связи с этим нам предстоит практически заново сформировать систему кадрового воспроизводства преподавательского состава учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку рабочих, изучив и обобщив как российский, так и зарубежный опыт.

Дворкин. На хорошие руки и головы спрос всегда высок, и наше время ничем не отличается от любого другого. Решить кадровый вопрос можно отлаженными бизнес-процессами.

 

Техника - молодежи

 

Для подготовки квалифицированных специалистов нужна серьезная материально-техническая база. Как удается решить эту проблему?

Ткачев. В основном эту проблему учебные заведения стараются решить, сочетая следующие способы: взаимодействие со строительными организациями с целью получения доступа на производственные площадки для прохождения студентами практики, создание высокотехнологичных лабораторий для проведения испытаний физических и химических свойств строительных конструкций и материалов, применение в учебном процессе современного компьютерного программного обеспечения, которое позволяет проводить практические исследования, сидя в компьютерном классе.

Суммируя все вышесказанное, хочется подчеркнуть, что для подготовки квалифицированных специалистов нужна не только серьезная материально-техническая база, но и возможность практикума под контролем ведущих специалистов отрасли.

Вихров. Наш университет сотрудничает со многими отечественными и иностранными организациями-партнерами, обладает одной из лучших в городе учебно-материальной базой, лабораториями с новейшим оборудованием.

Лудченко. Вопрос действительно чрезвычайно актуальный, особенно в свете того, что в последние годы значительно усложнились проблемы направления наших курсантов на ежегодную практику на серьезные объекты, где они могли бы получить хорошие практические навыки выполнения работ в рамках своей будущей специальности.

В этих условиях роль собственной учебной материально-технической базы вузов значительно возрастает. В семидесятые годы на нашем полигоне в поселке Приветнинское был построен крупный научно-экспериментальный комплекс, благодаря которому мы сравнительно неплохо решаем задачу практической подготовки наших выпускников. Но проблема основательного обновления нашей материально-технической базы, безусловно, уже давно назрела и требует значительных финансовых вложений.

Трофимов. Приоритетной задачей является обеспечение учебного процесса самыми современными техническими средствами, машинами и оборудованием, которое в настоящий момент используется отраслью. Однако не надо забывать и про то, что необходимо сохранить и главный ресурс - научно-педагогический потенциал вузов, обеспечить выполнение комплекса организационных мер и мер материального стимулирования реализации программ обмена передовым опытом.

Халимовский. Государственного финансирования системы образования и подготовки кадров явно недостаточно для подготовки специалистов европейского уровня. Поэтому к процессу подготовки специалистов и обеспечения их соответствующей материально-технической базой должны подключаться профессиональные сообщества, но с поощрением от государства - например, в виде налоговых льгот.

Дворкин. Наши сотрудники не имеют препятствий для постоянного совершенствования навыков и собственного профессионального роста. Безусловно, это недешево, но наша компания считает это не затратами, а инвестициями в будущее.

 

Нестандартный подход

 

Одна из актуальных дискуссий сегодня - внедрение западных строительных стандартов в России. Какова роль вузов в этом процессе? Какова роль вузов в освоении и внедрении современных строительных технологий?

Ткачевю Одна из задач вуза и залог успешной преподавательской деятельности - мониторинг изменений строительных технологий, стандартов и правил, изучение опыта иностранных коллег, их достижений и инноваций, для того чтобы иметь возможность всесторонне познакомить студента с будущей сферой деятельности, передать ему знания и опыт как отечественных специалистов, так и западных.

Квалифицированный специалист должен знать строительные стандарты разных стран и понимать их различия, преимущества и недостатки, уметь сформировать свое мнение относительно целесообразности применения стандартов той или иной страны на отечественном рынке.

Именно такой подход к образованию позволяет отечественному строительному рынку достаточно успешно, учитывая все его особенности, интегрировать западные стандарты и технологии, а кроме того, следить за новыми передовыми технологиями в строительной сфере и с помощью тех же инструментов, что при внедрении стандартов, встраивать современные строительные технологии в текущий производственный процесс.

Вихров. Мы прилагаем все усилия, чтобы идти в ногу с развитием технологий. В частности, с 2004 года работает постоянно действующая выставка, информирующая студентов университета и специалистов строительного комплекса о современных строительных материалах и технологиях, постоянно обновляется и корректируется содержание учебных дисциплин.

Лудченко. При внедрении западных стандартов необходимо учитывать наш опыт, специфику и климат. В этом процессе научные школы вузов должны принимать самое непосредственное и активное участие.

Трофимов. Организация учебного процесса в вузах базируется на требованиях Государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования РФ к определенной специальности и реализуется в соответствии с утвержденными рабочими учебными планами.

Дворкин. Роль вузов, какие бы внешние обстоятельства ни были, - давать качественное образование. В России образование зачастую дается устаревшее. На мой взгляд, вузам стоит тщательнее присматриваться к требованиям экономики и выпускать таких молодых специалистов, за которых бизнес будет бороться.

 

Самостоятельность поощряется

 

Как вы считаете, какую роль играют саморегулируемые организации (СРО) во взаимоотношениях вузов, государственных органов и строительных компаний?

Вихров. Одной из важнейших функций СРО, направленной на повышение безопасности строительства, является организация профессионального обучения, аттестации работников компаний-членов. У СРО НП «БСК», в частности, налажены тесные контакты с ведущими строительными вузами города, это большая часть нашей работы.

Лудченко. Я думаю только непосредственное участие специалистов научных школ вузов в процессе энергоаудита может в значительной степени улучшить качество этого процесса у СРО. Одновременно участие в подобных мероприятиях ученых научных школ и преподавателей вузов в проведении энергоаудитов сложных объектов было полезно и для вузов.

Ткачев. Саморегулируемые организации являются площадкой для формирования хороших отношений между ключевыми участниками процесса. Соответственно, одна из основных задач саморегулируемых организаций - быть не только местом сосредоточения, но и источником самой актуальной информации, что помогает всем участникам находить общий язык, разрабатывать, совершенствовать и внедрять новые правила и стандарты.

Для вуза саморегулируемые организации - это синтез новых потребностей и течений, отражение реалий строительного рынка. Саморегулируемые организации помогают вузам актуализировать и совершенствовать учебные программы в соответствии с потребностями рынка и требованиями действующего законодательства, практически являясь проводниками в строительный мир.

Трофимов. С момента введения института саморегулирования восстановлено недостающее звено в цепочке взаимоотношений вузов, государственных органов и строительных компаний. Действующие по территориальному признаку профессиональные общественные объединения (ассоциации, союзы) решают в основном декларативные, представительские задачи, имеют права и юридически не несут ответственность по обязательствам членов. Чего не скажешь о СРО, которые тесно сотрудничают с ведущими вузами страны.

Региональные органы исполнительной власти также активно идут на сотрудничество со СРО, рассматривая в комплексе вопросы привлечения инвестиций в регионы, эффективность и качество их вложения, так как в состав СРО входят не только организации-подрядчики, но и крупные инвестиционные компании. Региональные органы контроля за строительной деятельностью (инспекции архитектурно-строительного надзора и др.) имеют возможность сотрудничать с подразделениями СРО (контрольные и дисциплинарные комиссии) для принятия мер оперативного реагирования (в досудебном порядке) по фактам отступления от допусков и нарушения правил выполнения работ организациями - членами СРО.

Халимовский. Благодаря созданным при Национальном объединении строителей профильным комитетам, строительные компании, являясь членами СРО, получили возможность участвовать в разработке государственной политики, готовить предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации и ведомственные нормативные документы, регулирующие строительную отрасль, участвовать в формировании программ профессионального образования, разработке и утверждении образовательных стандартов. Таким образом, саморегулируемые организации осуществляют обратную связь между вузами, государственными органами и строительными компаниями.

Дворкин. СРО могут и должны стать в хорошем смысле посредниками между всеми заинтересованными сторонами строительной отрасли.

 

На поруках у профессионалов

 

Насколько важной вы считаете проблему передачи опыта старшего поколения строителей-профессионалов молодым специалистам?

Вихров. Никто не рождается опытным строителем, преемственность жизненно необходима. Желание молодых учиться, желание мастеров делиться опытом - залог выживания нашей отрасли.

Лудченко. В связи с сокращением числа учебных заведений это самая важная проблема. По существу, вопрос стоит о сохранении научных школ вузов, которые создавались многими десятилетиями. Ни одна научная школа не может выжить без прилива молодых сил, иначе она стареет и умирает естественной смертью.

Без научных школ, то есть без высококвалифицированных кадров, вуз теряет основу своего существования, он не может выполнить своего предназначения, он гибнет, поскольку в таком состоянии он никого ничему полезному не может научить, он становится бесполезным и погибает.

За прошедшие 70 лет с момента образования наш институт стал крупнейшим политехническим военно-учебным заведением с уникальными научными школами, с развитой учебно-лабораторной и научно-экспериментальной базой, по ряду показателей до сих пор не имеющих аналогов в нашей стране. Эти научные школы в настоящее время еще пока насчитывают 35 докторов и более 160 кандидатов наук. С начала создания в нашем институте подготовлено более 30 тысяч высококвалифицированных специалистов-инженеров по строительным, энергетическим и сантехническим специальностям.

В результате гибнут уникальные научные школы института, основанные в свое время крупнейшими учеными мирового уровня, в том числе: в области механики - академиком Б. Г. Галеркиным, в области линейного программирования и математической экономики - лауреатом Нобелевской премии академиком Л. В. Канторовичем.

Трофимов. Институт наставничества считаю важнейшей составляющей формирования молодого специалиста, выпускника учебного заведения, на первоначальном этапе его трудовой деятельности. Ранее передовики-наставники материально стимулировались. К сожалению, концепция и методика наставничества утрачены за годы реформирования, наша задача - сохранить их.

Халимовский. Передача знаний молодому поколению старшими коллегами - неотъемлемая часть любого производственного процесса. Строительная отрасль не является исключением.

Дворкин. Не думаю, что легко найти человека, который считает, что преемственность не важна. Кроме того что передача опыта влечет за собой очевидную пользу - обучение, она зачастую приносит чувство глубокого морального удовлетворения тому человеку, который делится своим опытом. Он осознает, что то, чему он посвятил значительный период своей жизни, не пропадет даром.

 

Сканированная версия статьи