Балтийские СРО:
За время своей деятельности Ассоциация СРО «БОП» приобрела статус одной из самых надежных и крупнейших проектных СРО в России, в которую сегодня входит порядка 700 проектных компаний и институтов. Это свидетельствует о положительной репутации и высоком авторитете Ассоциации в профессиональной среде, о доверии к руководству, о добром имени, которое мы заслужили и которым мы дорожим.
На протяжении многих лет руководство Ассоциации представляет интересы проектировщиков в федеральных и региональных органах исполнительной и законодательной власти, в Совете НОПРИЗ, выступает с законодательными инициативами и предложениями, проводит бесплатные обучающие мероприятия для руководителей и сотрудников проектных организаций на актуальные темы.
Убежден, что совместными усилиями нам удастся создать благоприятные условия для работы проектировщиков и развития сферы архитектурно-строительного проектирования в целях реализации поставленной Президентом РФ комплексной задачи пространственного развития России.
Вихров А.Н.
Личный кабинет для членов Ассоциации СРО «БОП»
ВходКак достичь баланса по индикаторам «цена»-«сроки»-«качество»?
Проводимая сегодня реформа системы госзаказа - это намного больше, чем обновление законодательства. Перед органами власти стоит задача комплексного развития всей сферы государственных закупок. Предстоит решить вопросы по созданию эффективных инструментов мониторинга цен для государственного заказа, системы содержательного контроля и аудита результатов контрактов, развитие информационной системы и электронных торгов. Вопросам совершенствования системы госзаказа посвящено публикуемое интервью, которое журналу «Балтийский горизонт» дал вице-президент Национального объединения проектировщиков, директор СРО НП
«Балтийское объединение проектировщиков» Владимир Быков.
- Владимир Леонидович, какие, на ваш взгляд, существуют плюсы и минусы сложившейся системы госзакупок?
- Прежде всего, я хочу отметить значимость открытости и прозрачности процесса государственных закупок товаров и услуг, которую обеспечивают процедуры электронных торгов. Как заметил руководитель Федеральной антимонопольной службы России Игорь Артемьев, выступая на восьмом всероссийском форуме-выставе «Госзаказ-2012», процедура аукционов и конкурсов при проведении госзакупок с помощью электронных аукционов на сегодняшний день позволила сэкономить бюджету РФ около 1,5 трлн рублей за время действия закона.
Но вместе с тем, строительным сообществом отмечается, что при проведении электронных аукционов так называемые «фирмы-однодневки», которые участвуют в конкурсах, снижают обоснованные заказчиками и подтвержденные заключениями главгосэкспертизы цены контрактов за пределы разумного и достаточного их обеспечения. В результате демпингующие компании не могут выполнить контрактные обязательства - банкротятся, заказчики вынуждены затевать судебные тяжбы с несостоятельными подрядчиками в ущерб выполняемым проектам, а конкурсные процедуры для завершения проекта начинаются сначала.
Саморегулируемые организации Северо-Западного региона не раз обращались к президенту, правительству и законодательной власти с просьбой рассмотреть вопросы о введении индикаторов предварительной квалификации для компаний, участвующих в размещении госзаказа на выполнение проектно-изыскательских и строительных работ. В частности, соответствующее обращение к премьер-министру России Владимиру Путину приняло окружное совещание НОСТРОЙ.
Также проектировщики, изыскатели и строители поддерживают Министерство регионального развития Российской Федерации, которое предлагает отказаться от электронных аукционов в строительстве и вернуться к конкурсным процедурам или ввести процедуру предквалификационного отбора. На одном из совещаний министр регионального развития России Виктор Басаргин заявил о необходимости разработки концепции новой редакции федерального закона о государственном и муниципальном заказе с учетом специфики строительной отрасли. В Минэкономразвития России направлены предложения, которые учитывают специфику отрасли при выборе способов размещения заказов, разрешение участия в заказе групп лиц, объединенных договором простого товарищества (консорциумов), ввод антидемпинговых механизмов, повышение значимости критерия «качество» при оценке конкурсных заявок и ряд других пожеланий и нововведений.
- Какие предложения Минрегиона по усовершенствованию системы госзакупок вы считаете наиболее актуальными и значимыми?
- Министерство регионального развития РФ предлагает внести в 94-ФЗ изменения, которые учитывают специфику строительной отрасли.
Во-первых, в связи с особенностями отрасли строительства Минрегион предлагает выделить эти сферы в отдельную главу 94-ФЗ, ведь инженерные изыскания, проектирование и строительство не является в «чистом» виде товаром или услугой. Тем более - региональные и субъектные стратегии развития жилищного, гражданского и промышленного строительства, концепции и планы развития территорий и транспортной сети, логистические проблемы мегаполисов и производные от них программы и проекты государственных и муниципальных заказчиков. К тому же ни один известный товар или услуга не оказывают влияние на обеспечение безопасности потребителя в течение многих десятилетий в процессе его жизнедеятельности и проживании.
Во-вторых, в Минрегионе России считают, что следует отработать четкую систему оценок и котировок заявок по критериям: качество (опыт), сроки, стоимость проектирования. Качество проектирования и инженерных изысканий оказывает прямое влияние на «моральное» старение принятых функциональных решений и конструкций. Низкое качество обоснований цены контрактов, применяемых норм и стандартов резко снижает срок службы и безопасность объектов проектирования. Часто понимание этого приходит уже на этапе строительства, даже после прохождения всех видов экспертиз и согласовательных процедур и ведет к его резкому удорожанию, не улучшая функциональных показателей. Поэтому главное - соблюдение необходимого и достаточного баланса по индикаторам цена - сроки - качество (опыт).
И наконец, структура конкурсных процедур на размещение опасных технически сложных и уникальных зданий и сооружений нуждается в пересмотре. При создании подобных сооружений крайне важно не разделять жизненный цикл строящихся объектов, поскольку требуется четкая координация при выполнении инженерных изысканий, проектировании и строительстве.
- В конце апреля 2011 года вступил в силу очередной пакет поправок к 94-ФЗ. Какие из них вы бы могли отметить как наиболее важные и нужные для строительного сообщества?
- Статья 9 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» была дополнена частью 6.7, применение которой должно позволить заказчику получать товар более высокого качества. На практике, думаю, будет несколько по-другому. Понятие «улучшенные характеристики» можно толковать по-разному. Не все измеряется численно и «дружественные» заказчику поставщики станут этим пользоваться, предлагая вместо улучшенных просто иные характеристики «продукции только дружественного поставщика». Кроме того, вероятно, будут иметь место случаи первоначальной закупки «плохого» товара с целью отсечения ряда участников с последующей заменой его на «хороший».
В статью 10 закона добавлены поправки, которые вводят возможность Правительству РФ определять особенности размещения конкретного заказа на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги для федеральных нужд. Заинтересованный орган исполнительной власти может, согласовывая с Федеральной антимонопольной службой России и Министерством финансов России, подготовить соответствующий проект решения Правительству РФ о размещении заказа с некоторыми особенностями, в целях создания для РФ дополнительных технологических и экономических преимуществ. При этом очередной раз могут быть нарушены принципы свободной конкуренции и антимонопольного законодательства.
Очень интересная поправка части 2 статьи 57 закона, которая касается обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии. Поправка предполагает дополнительную возможность обжаловать положения опубликованной документации до окончания срока подачи заявок.