Балтийские СРО:
За время своей деятельности Ассоциация СРО «БОП» приобрела статус одной из самых надежных и крупнейших проектных СРО в России, в которую сегодня входит порядка 700 проектных компаний и институтов. Это свидетельствует о положительной репутации и высоком авторитете Ассоциации в профессиональной среде, о доверии к руководству, о добром имени, которое мы заслужили и которым мы дорожим.
На протяжении многих лет руководство Ассоциации представляет интересы проектировщиков в федеральных и региональных органах исполнительной и законодательной власти, в Совете НОПРИЗ, выступает с законодательными инициативами и предложениями, проводит бесплатные обучающие мероприятия для руководителей и сотрудников проектных организаций на актуальные темы.
Убежден, что совместными усилиями нам удастся создать благоприятные условия для работы проектировщиков и развития сферы архитектурно-строительного проектирования в целях реализации поставленной Президентом РФ комплексной задачи пространственного развития России.
Вихров А.Н.
Личный кабинет для членов Ассоциации СРО «БОП»
ВходТема адмбарьеров в строительстве остается весьма острой, несмотря на очевидные позитивные сдвиги в этой сфере за последние годы. Активная работа по улучшению ситуации ведется федеральными властями. Облегчить жизнь застройщикам стараются в столице и других крупных городах. Однако, очевидно, что на местах создание комфортных условий работы для застройщиков идет, как говорится, со скрипом. В ФАС в связи с этим говорят о произволе чиновников в регионах и предлагают расширить возможности бизнесменов жаловаться на органы власти. В Минстрое России инициативу антимонопольного ведомства поддерживают, а со своей стороны для исправления ситуации решили привлечь Генпрокуратуру.
Как сообщили в пресс-службе Федеральной антимонопольной службы, ведомство разработало законопроект о внесении поправок в закон о защите конкуренции, предусматривающих расширение прав бизнеса на ускоренное рассмотрение жалоб в строительной сфере.
Напомним, что с 2016 года ФАС была наделена полномочиями по рассмотрению жалоб предпринимателей на органы власти и сетевые организации в сфере строительства. Согласно ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольное ведомство рассматривает их по «короткой» процедуре в течение 7-14 рабочих дней.
Такой механизм применяется в случае жалобы на процедуры, которые предусмотрены утвержденными правительством РФ исчерпывающими перечнями процедур. Шесть перечней по строительству объектов разного назначения закрепляют функции, которые должны выполнять органы власти, и услуги, которые должны оказывать сетевые организации. В 2016 году такой перечень был установлен только для сферы жилищного строительства, а в 2017 году перечни появились в сферах строительства объектов водо- и электроснабжения, нежилых объектов и теплосетей.
Однако, как отмечают в ФАС, сейчас обжаловать действия органа власти по короткой процедуре можно лишь по двум основаниям: если он нарушил срок осуществления процедур из соответствующего перечня либо предъявил требование осуществить процедуру, не предусмотренную перечнем. При этом количество предусмотренных законом нарушений сетевых организаций, на которые ФАС может оперативно реагировать, больше.
Законопроект, подготовленный ФАС, предлагает дополнить ст. 18.1 новыми основаниями для обжалования действий органов власти в ФАС по короткой процедуре. «Речь идет о незаконном отказе органом власти в приеме документов и заявлений, а также о предъявлении им к заявителю и его документам незаконных требований», — уточнили в пресс-службе.
«В настоящее время в случае поступления соответствующих обращений закон вынуждает нас проводить многомесячные процедуры запросов, после чего возможно возбуждение дела, срок рассмотрения которого, в свою очередь, может затянуться вплоть до девяти месяцев. Столь длительная процедура устранения нарушений не всегда привлекательна для бизнеса. Наши поправки, в случае их принятия, позволят расширить права предпринимателей на ускоренное рассмотрение их жалоб и, как следствие, быстрое восстановление их прав», — пояснил замглавы ФАС Рачик Петросян.
По информации антимонопольного ведомства, в целом по итогам 2016 года и трех кварталов 2017 года антимонопольные органы рассмотрели всего 80 жалоб. «Несмотря на то, что за три квартала этого года жалоб на нарушения в стройке поступило больше, чем за целый 2016 год, цифра все равно еще очень мала. Мы уверены: это связано, в первую очередь, с недостаточным количеством установленных законом оснований для ускоренного обжалования действий органов власти. Наши поправки смогут исправить ситуацию», — подчеркнул Рачик Петросян.
Ранее, в ходе заседания Экспертного совета ФАС по развитию конкуренции в строительной отрасли Рачик Петросян подчеркивал, что участники рынка становятся жертвами произвола чиновников на местах, из-за действий которых застройщики не могут начать вовремя реализацию своих проектов, что в итоге приводит к срыву сроков ввода объектов в эксплуатацию.
В Минстрое России также озабочены ситуацией с административными барьерами в стройотрасли на региональном и особенно муниципальном уровнях. На недавнем заседании Координационного совета по мониторингу соблюдения органами власти субъектов РФ и организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, законодательства о градостроительной деятельности глава ведомства Михаил Мень рассказал, что к настоящему моменту лишь в восьми регионах налажена работа по выдаче градостроительных планов земельных участков и разрешений на строительство. Ранее, по словам министра, 26 субъектов РФ из 85 заявили о полном соответствии муниципальных правовых актов законодательству о градостроительной деятельности. «Однако, мониторинг внедрения целевой модели по стройке зафиксировал худшие результаты», — сказал он.
Министр подчеркнул, что ведомство неоднократно отмечало, что на уровне субъектов РФ основные претензии в градостроительной сфере относятся именно к деятельности органов местного самоуправления, что в первую очередь, свидетельствует о недостаточном контроле со стороны региональной власти за муниципалитетами.
Михаил Мень также обратил внимание на проблемы с профессиональным уровнем муниципальных служащих, что выливается в произвольное толкование законодательства при подготовке административных регламентов и иных основополагающих документов, а также низкий уровень доступности информации в сфере градостроительства для застройщиков в регионах.
Для исправления ситуации Минстрой уже договаривается с Генпрокуратурой о совместном контроле приведения всех административных регламентов в сфере градостроительства в каждом муниципальном образовании через регионы, в части выдачи ГПЗУ и разрешения на строительство. По мнению Михаила Меня, это самый действенный механизм для снижения адмбарьеров для строителей на уровне муниципалитетов, где оказываются наиболее значимые для строительной отрасли услуги. Также глава Минстроя отметил важность взаимодействия с ФАС, поскольку антимонопольная служба имеет территориальные подразделения и может реагировать на обращения предпринимательского сообщества, например, в тех случаях, когда при получении разрешения на строительства, муниципалитеты требуют дополнительные согласования.
То факт, что процесс улучшения предпринимательского климата в строительстве буксует на муниципальном уровне, вероятно, отразился и на российских показателях в рейтинге Всемирного банка «Doing Business». За 2013-2016 годы Россия поднялась в рейтинге Всемирного банка «Doing Business» по направлению «Получение разрешений на строительство» на 64 позиции: со 179-го на 115-е место. На том же месте наша страна осталась в рейтинге 2017 года. При этом, как доложил на совещании у президента Михаил Мень, по результатам прошлогоднего рейтинга в течение 2017 года были получены и практически полностью реализованы рекомендации международных экспертов для улучшения позиции.
Сейчас, как рассказал министр, наравне с контролем соблюдения в регионах исчерпывающих перечней в строительстве Минстрой ведет активную работу по сокращению количества процедур, включенных в эти перечни. «За счет унификации правил подключения к инженерным сетям исчерпывающий перечень в сфере жилищного строительства по итогам года сократится на 38 процедур, до 103 процедур. Исключение каждого пункта детально прорабатывается, чтобы создание комфортных условий для бизнеса не превалировало над безопасностью строящихся объектов», — подчеркнул он.
По словам главы Минстроя, продолжается работа и над сокращением сроков оказания самих процедур. Так, за текущий год сокращен срок выдачи разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию — с 10 до 7 рабочих дней, а срок выдачи ГПЗУ теперь составляет 20 рабочих дней вместо 30. Министр также отметил, что в целях дальнейшего сокращения сроков прохождения процедур начался эксперимент по переводу в электронный вид услуг, связанных с подключением к инженерным сетям, на территории Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга. Эксперимент планируется завершить в 2018 году, а полученные результаты распространить на всю страну.
Негативным фактором, влияющим сейчас на прохождение разрешительных процедур, министр, как и на совещании координационного совета, назвал низкий уровень контроля этой работы со стороны региональных властей. Глава Минстроя пообещал воздействовать на эту ситуацию. Как уже говорилось выше, сделано это будет с помощью прокурорского надзора.
Источник: http://sroportal.ru/publications/minstroj-vzyal-kurs-na-borbu-s-admbarerami/